5 способов ориентирования на местности без компаса. Способы ориентации на местности


Бывают такие случаи, когда люди отправляются в лес на отдых или за грибами, а средства ориентирования с собой не берут, что и приводит к тому, что они теряются в лесу и не могут самостоятельно найти дорогу обратно. Чтобы такого не случилось, необходимо знать, как ориентироваться по природным указателям без компаса, о чем собственно мы и расскажем вам в данной теме. Рекомендуем ознакомиться,

КАК ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ БЕЗ КОМПАСА В ЛЕСУ ПО ДЕРЕВЬЯМ

Если посмотреть на деревья, то вы увидите, что с южной стороны листьев на дереве больше и они гуще, а на северной стороне листьев меньше. Такое происходит из-за того, что в северном полушарии земли солнце проходит исключительно с южной стороны, что дает с этой стороны больше тепла, а как известно все живое всегда тянется к теплу.


Также можно определить направление сторон света без компаса по спиленному дереву, так если вы посмотрите на кольца пня, то там, где расстояние между кольцами больше будет юг, а где кольца сгущаются ближе друг к другу, будет север.


КАК ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ БЕЗ КОМПАСА С ПОМОЩЬЮ ЛИШАЙНИКОВ

Если посмотреть на камни или деревья покрытые мхом, то вы увидите, что мох на северной стороне растет более обильно, чем на южной, так как с северной стороны его солнце сушит меньше, и он лучше растет. Таким образом, можно определить стороны света без компаса.Рекомендуем ознакомиться,

КАК ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ БЕЗ КОМПАСА С ПОМОЩЬЮ СНЕГА

Чтобы понять и определить где север, юг, запад и восток не используя компас необходимо посмотреть как тает снег, там где он тает более обильно и будет юг, а со стороны, с которой он тает медленнее, будет север, так как под солнечными лучами снег быстрее прогревается и тает

КАК ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ БЕЗ КОМПАСА С ПОМОЩЬЮ МУРАВЕЙНИКА

Муравьи тоже теплолюбивые существа, что и помогает нам ориентироваться по муравейнику, не имея с собой компаса. Так с той стороны, с которой греет солнышко, а это будет юг, муравейник имеет более пологий склон, так, чтобы на муравейник попадало больше солнца, а с той стороны где муравейник более крутой будет север. Рекомендуем ознакомиться,

КАК ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ БЕЗ КОМПАСА ПО ХРАМУ ИЛИ ЦЕРКВИ

Чтобы определить стороны света по храму или церкви в православной вере, посмотрите на крест, расположенный на храме, так его нижняя перекладина своей нижней частью будет указывать на юг, а верхней частью на север. Такое происходит из-за того, что храм строится строго по расположению сторон света.

КАК ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ БЕЗ КОМПАСА ПО СТОЛБАМ ПРОСЕК (КВАРТАЛЬНЫМ)

Так, если вы заблудились в лесу, то иногда можно найти просеку, двигаясь по которой можно увидеть столб с цифрами, которые указывают где какой номер квадрата, так как местность очень часто поделена на квадраты. Чтобы по такому просечному столбу определить направление сторон света и где север, нужно найти цифры которые по своему значению имеют наименьшее число, они то и будут показывать на север. Рекомендуем ознакомиться,

Надеемся, теперь вы сможете без компаса определить, где какая сторона света и не заблудитесь в лесу, а если вы не очень представляете, как и что делать, попробуйте на практике определить стороны света с помощью наших рекомендаций и у вас все получится.

Умение ориентироваться среди незнакомых мест является важным качеством современного грамотного туриста. Означает это, прежде всего, не заблудиться в незнакомом месте, вовремя установить свое местонахождение по сторонам горизонта и географическим объектам, узнать направление дальнейшего движения.

Хорошо, когда в поход опытный инструктор берет компас, в неподготовленных группах так бывает не всегда. Если туристы оказались среди незнакомой местности без компаса, отчаиваться не стоит. Существует масса способов ориентирования на местности без этого прибора и с ними стоит познакомиться.

Ориентирование по деревьям

Если туристы оказались без компаса в незнакомом лесном массиве, надо посмотреть внимательно на деревья. С юга крона деревьев пышнее и листьев значительно больше. Здесь же развиваются самые густые ветви в плотном лесу, солнце обогревает их лучше. Деревья каждым своим листочком тянутся к теплу. С севера листьев и веток гораздо меньше.

Способ не является абсолютно верным, надо делать поправку на господствующие ветра, наличие влаги, типы почв. Надежнее ориентироваться по одиноко растущим деревьям, чем в плотном лесу.

Много расскажет при ориентировании кора на деревьях. С юга стволы деревьев обогреваются лучше, чем с севера. Именно южная сторона ствола светлее корой и суше. На обогреваемой южной поверхности ствола можно увидеть сгустки живицы-смолы. Вторичный слой темной растрескивающейся коры на соснах образуется на стволе с севера. После дождя стволы сосен темнеют с севера, высыхают медленней из-за недостатка солнечных лучей.

Можно сориентироваться по коре в березовом лесу, с юга она всегда светлее, эластичнее и тоньше. Шероховатости и трещины, темные наросты образуются на стволах берез с севера. Береза дерево очень гибкое тонкоствольное в молодых лесах, она подскажет наклоном ствола направление господствующих ветров.

Ориентироваться можно по спиленному пню, надо просто внимательно рассмотреть на нем годовые кольца. Там, где промежутки между годовыми кольцами больше - юг, а где кольца расположены плотно друг к другу - север. Хорошо, если в пути попадется просека со спиленными деревьями. Даже несколько пней помогут подтвердить свои предположения по ориентированию.

В лесах, по которым проходят туристические маршруты, есть специальные знаки, названные туристической маркировкой. Наносятся они краской на стволы по плановому маршруту всегда со стороны ближайшего населенного пункта.

Ориентирование по мхам и лишайникам

мох на дереве

Это, пожалуй, один из самых популярных способов ориентирования на местности. Стволы крупных деревьев в лесу, осин, тополей, пихт, кедров с севера покрываются разными лишайниками и мхами из-за избытка влаги. Даже если мхом заросло все дерево, с севера его заросли более плотные и влажные. Это заметно, если обследовать ствол в нижней части. На валунах, осыпях и курумниках с севера камней тоже можно наблюдать заросли мха и лишайника. Это растения, не переносящие прямых солнечных лучей, яркого света и интенсивного обогрева. Почва с севера от камней на ощупь более влажная.

Ориентирование на местности по муравейнику

Пень с муравейником

Муравейники строятся насекомыми на юге от горных склонов, деревьев, крупных камней и пней для хорошего обогрева солнцем. Муравьи весьма теплолюбивые насекомые и тщательно поддерживают микроклимат в жилище. С юга, где лучше греет солнце у муравейника пологий длинный склон. Крутым склоном муравейник всегда обращен к северу. Тропинки теплолюбивых муравьев проходят от южной стороны муравейника.

Ориентирование по храмам и столбам просек

Православные храмы, католические костелы строятся ориентированными по сторонам света. Достаточно посмотреть на кресты, расположенные на православном храме, нижняя часть нижней перекладины указывает на юг, верхняя на север.

Вход в храм и колокольня находится с западной стороны, алтарь в церкви расположен на востоке. В католических костелах алтарь наоборот находится на западе. По мусульманским мечетям определиться со сторонами горизонта сложнее, они ориентированы на Мекку. Так и иудейские синагоги ориентированы на Иерусалим. Хотя двери синагог и мечетей находятся на севере.

Если в лесу при необходимости удается найти просеку, следует отыскать на ней столб с яркими цифрами. Они укажут туристам на номер квадрата топографической карты местности. Наименьшие цифры просечного столба укажут на север.

Ориентирование по солнцу и звездам

Чтобы в яркий солнечный день сориентироваться по Солнцу следует дождаться полдня. В это время светило находится в зените, любая тень, отбрасываемая предметами, становится короткой. Следует встать спиной к светилу, тень туриста укажет направление на север. За спиной путешественника будет юг. По правую его руку будет восточное направление, по левую руку – западное.

В межсезонье, в весенние и осенние дни солнце будет всходить строго на востоке, заходить на западе. В полдень в любой сезон светило находится на юге и каждая тень укажет на север. В зимние дни солнце взойдет с юго-востока и зайдет с юго-запада. В летние дни солнце взойдет с северо-востока и зайдет с северо-запада.

Любой путешественник имеет представление о созвездиях своего северного неба. Сегодня практически каждый школьник может найти на небе звезды Большой и Малой медведицы. Но хотя теоретически туристы могут знать, что Полярная звезда является конечной на хвосте Малой медведицы, найти ее бывает довольно сложно. Помочь в этом может совет найти две конечных звезды в Большой медведице и продолжить мысленно линию, соединяющую их до яркой Полярной звезды. Встав к ней лицом, турист будет смотреть на север.

Таблица: определение частей света по солнцу

Другие способы

Обитатели леса помогут туристу в ориентировании на местности без компаса и карты. Белка обживает только дупла, защищенные от господствующих ветров. Тропинки насекомых на стволах деревьев чаще с южной стороны. Перелетные птицы весной летят в северном направлении, осенью – к югу. Весной снег начинает таять на южных склонах лощин и оврагов, трава здесь впоследствии гуще и выше. Летом же в жаркие дни сочная трава с северной стороны построек, камней, опушек леса. Почва суше и ягоды созревают раньше на южных склонах.

С помощью гвоздика, швейной иглы, кусочка проволоки можно сделать самодельный туристический компас. При этом надо понимать, что указывать он будет на магнитный полюс и будет небольшая погрешность. Этот кусочек стали надо намагнитить, потерев о шерсть. В одном случае его можно подвязать на длинной нитке за центр тяжести, она повертится и остановится в положении север-юг. В другом случае намагниченную иглу помещают на сухом листочке в небольшой водоем, игла укажет направление север-юг.

Учитывая все знания по ориентированию без компаса, следует помнить, что не стоит пользоваться одним или двумя способами. Используйте свои знания неоднократно, проверьте их и если несколько наблюдений будут верны, группа найдет верное направление.

Ориентирование на местности по карте. Просто и доступно и всё понятно.

Дата: 2010-04-16

Ориентирование на местности по карте. Основные понятия необходимые каждому, кто собирается в поход, путешествие или просто в лес по грибы. Я и сам многое знаю, в том числе и по военной топографии. Подумав немного не стал писать, а просто передрал из учебника по топографии для солдатиков. Вояки всегда умели объяснять, так, что дойдёт до всех.

Для ориентирования карты применяются следующие способы.

1. Ориентирование карты по линиям местности. В этом случае необходимо выйти на дорогу (просеку, берег реки или другую линию), отыскать ее на карте и затем поворачивать карту до тех пор, пока направление дороги (линии) на карте не совпадет с направлением дороги (линии) на местности, затем проверить, чтобы предметы, расположенные справа и слева от дороги (линии), на местности находились с тех же сторон, что и на карте.

2. Ориентирование карты по компасу применяется преимущественно на местности, затруднительной для ориентирования (в лесу, в пустыне, в тундре), а также при плохой видимости. В этих условиях компасом определяют направление на север, а затем карту поворачивают (направляют) верхней стороной рамки в сторону севера так, чтобы вертикальная линия координатной сетки карты совпадала с продольной осью магнитной стрелки компаса.


Карту по компасу можно ориентировать более точно с учетом склонения магнитной стрелки. Для этого нужно дополнительно повернуть ее так, чтобы северный конец магнитной стрелки отклонился от штриха 0° шкалы компаса на величину поправки направления, указанную в левом нижнем углу данного листа карты.

Следует помнить , что компасом нельзя пользоваться вблизи железных предметов, боевой техники и линий электропередачи, так как они вызывают отклонение магнитной стрелки.

Определить на карте точку своего стояния легче, когда находишься на местности рядом с ориентиром (местным предметом), изображенным на карте.
В этом случае расположение условного знака будет совпадать с точкой стояния.

Если в точке стояния на местности таких ориентиров нет, то ее можно определить одним из следующих способов :

1. По близлежащим местным предметам (рельефу) . Для этого необходимо ориентировать карту и опознать на ней и соответственно на местности 1-2 местных предмета, определить глазомерно свое местонахождение на местности относительно этих предметов и наметить также глазомерно свою точку стояния на карте.

2. Промером расстояний . Двигаясь по дороге (по просеке в лесу или другой линии на местности), обозначенной на карте, замерить парами шагов (по спидометру машины) пройденное расстояние от ближайшего ориентира. Для определения точки своего стояния достаточно лишь отложить измеренное (пройденное) расстояние по масштабу на карте в нужном направлении.

3. Засечками . При движении по дороге (по просеке, вдоль телеграфной линии) свое местонахождение можно определить по местным предметам, расположенным по сто-ронам дороги. Для этого ориентировать карту по направлению дороги и опознать на ней и на местности какой-либо ориентир. Затем приложить линейку или карандаш к выбранному ориентиру на карте и, не сбивая ориентировки карты, поворачивать линейку вокруг условного знака ориентира до тех пор, пока ее направление не совпадет с направлением на ориентир. То место, где линейка пересечет дорогу, и будет точкой стояния.

При движении по бездорожью, когда точка стояния ничем не обозначена на карте, ее можно определить обратной засечкой по двум-трем направлениям. Для этого надо выбрать на карте и на местности 2-3 ориентира. Затем ориентировать карту по компасу и аналогично предыдущему способу провизировать и прочертить по линейке направления на каждый из выбранных ориентиров. Место пересечения прочерченных линий и будет точкой стояния.

Ориентирование на местности по карте с использованием магнитного компаса является основным и наиболее широко распространенным способом ориентирования. Хотя современной навигационной аппаратуре и принадлежит все возрастающая роль, но без топографической карты эту аппаратуру эффективно использовать невозможно. По карте готовятся исходные данные для работы с этой аппаратурой, осуществляется контроль за продвижением по маршруту.
Таким образом, топографическая карта была и остается надежным путеводителем командира по незнакомой местности. Закрепленные опытом знания и навыки в ориентировании по карте помогают более уверенно и успешно выполнять боевые задачи в различных условиях боевой обстановки.
Ориентирование на местности заключается в определении направлений на стороны горизонта и своего местоположения, относительно окружающих местных предметов и форм рельефа и в выдерживании заданного или выбранного маршрута движения, а также в определении расположения на местности ориентиров, рубежей своих войск и войск противника, инженерных сооружений и других объектов.
Местные предметы и формы рельефа, относительно которых определяют свое местоположение, положение целей (объектов) и указывают направление движения, называются ориентирами . Они выделяются обычно своей формой, окраской и легко опознаются при обзоре окружающей местности.
Ориентиры подразделяются на площадные, линейные и точечные.
Площадные ориентиры занимают большую площадь. К ним относят населенные пункты, озера, болота, крупные массивы леса и др. Они легко опознаются и запоминаются при изучении местности.
Линейные ориентиры - это местные предметы и формы рельефа, имеющие большую протяженность при сравнительно небольшой их ширине, например: дороги, реки, каналы, линии электропередачи, узкие лощины и т. п. Они используются чаще всего для выдерживания направления движения.
Точечные ориентиры-постройки башенного типа, перекрестки дорог, мосты, путепроводы, трубы заводов и фабрик, пики горных вершин, ямы и другие местные предметы, занимающие небольшую площадь. Они используются обычно для точного определения своего местоположения, положения целей, указания секторов (полос) огня, наблюдения.
При выборе ориентиров необходимо учитывать условия, в которых подразделения будут действовать на местности.
Ориентирование на местности может быть общее и детальное (точное).
Общее ориентирование заключается в приближенном определении своего местоположения, направления движения и времени, необходимого для достижения конечного пункта маршрута. Такое ориентирование чаще всего осуществляют командиры мелких подразделений по заранее составленным схемам или спискам населенных пунктов и других ориентиров по маршруту.
Детальное ориентирование заключается в точном определении на карте своего местоположения и направления движения. Командиры, имеющие карты или аэрофотоснимки, в боевой обстановке всегда осуществляют детальное ориентирование, позволяющее выполнять точное целеуказание и управлять подразделениями и огнем,
При ориентировании на местности важное значение имеет умение быстро и достаточно точно определять стороны горизонта, измерять на местности и по карте расстояния до ориентиров и углы направлений на них, готовить по карте данные для движения по азимутам.
Подготовка данных и движение по азимутам

Движение по азимутам - это основной способ ориентирования на местности, бедной ориентирами, особенно ночью и при ограниченной видимости. Сущность его заключается в выдерживании на местности направлений, заданных магнитными азимутами, и расстояний, определенных по карте между поворотными пунктами намеченного маршрута. Направления движения выдерживают с помощью магнитного компаса или гирополукомпаса, расстояния измеряют шагами или по спидометру.
Исходные данные для движения по азимутам (магнитные азимуты и расстояния) определяют по карте, а время движения - по нормативу и оформляют в виде схемы или вписывают в таблицу. Данные в таком виде выдают командирам экипажей, которые не имеют топографических карт. Если командир имеет свою рабочую карту, то исходные данные для движения по азимутам оформляют непосредственно на рабочей карте.
Маршрут движения по азимутам выбирают с учетом проходимости местности, ее защитных и маскировочных свойств, чтобы он обеспечивал в боевой обстановке быстрый и скрытный выход к указанному пункту. В маршрут обычно включают дороги, просеки и другие линейные ориентиры, которые облегчают выдерживание направления движения. Поворотные пункты выбирают у ориентиров, легко опознаваемых на местности (например, постройки башенного типа, перекрестки дорог, мосты, путепроводы, геодезические пункты и т. п.).
Опытным путем установлено, что расстояния между ориентирами на поворотных пунктах маршрута не должны превышать 1 км при движении днем в пешем порядке, а при движении на машине и выдерживании направлений по гирополукомпасу - 6 - 10 км. Для движения ночью ориентиры намечаются по маршруту чаще.
Чтобы обеспечить скрытный выход к указанному пункту, маршрут намечают по лощинам, массивам растительности и другим объектам, обеспечивающим маскировку движения. Необходимо избегать передвижений по гребням возвышенностей и открытым участкам. Примерный вариант выбора маршрута показан на рис. 3.2.
Расстояния между выбранными на маршруте движения ориентирами на поворотных пунктах измеряют по прямым линиям с помощью циркуля-измерителя и линейного масштаба или возможно точнее-линейкой с миллиметровыми делениями. Если маршрут намечен по холмистой (горной) местности, то в измеренные по карте расстояния вводят поправку за рельеф.
Определение магнитных азимутов направлений движений по маршруту между поворотными пунктами наиболее сложный и ответственный этап работы, так как даже небольшая ошибка в азимуте приводит к отклонению от поворотного пункта на местности.

ДИРЕКЦИОННЫЕ УГЛЫ И АЗИМУТЫ

Дирекционный угол — угол а, измеряемый по ходу часовой стрелки от 0 до 360° между северным направлением вертикальной линии координатной сетки и направлением на определяемый объект
(рис. 24).
Дирекционные углы направлений измеряются преимущественно по карте или определяются по магнитным азимутам.
Истинный азимут—угол А, измеряемый по ходу часовой стрелки от 0 до 360° между северным направлением истинного (географического) меридиана и направлением на определяемую точку (рис. 24). Значения истинного азимута и дирекционного угла отличаются одно от другого на величину сближения меридианов.
Сближение меридианов — угол f (рис. 24) между северным направлением истинного меридиана данной точки и вертикальной
Дирекционный угол и сближение меридианов
линией координатной сетки (или линией, параллельной ей). Сближение меридианов отсчитывается от северного направления истинного меридиана до северного направления вертикальной линии. Для точек, расположенных восточнее среднего меридиана зоны, величина сближения положительная, а точек, расположенных западнее, — отрицательная,
Величина сближения меридианов на осевом меридиане зоны равна нулю и возрастает с удалением от среднего меридиана зоны и от экватора; ее максимальное значение будет вблизи полюсов и не превышает 3°.
Сближение меридианов, указываемое на топографических картах, относится к средней (центральной) точке листа; ее величина в пределах листа карты масштаба 1 00000 в средних широтах может отличаться на 10—15 от значения, подписанного па карте.
Магнитный азимут—угол, измеряемый по ходу часовой стрелки от 0 до 360° между северным направлением магнитного мер диана (направлением установившейся магнитной стрелки компаса или буссоли) и напра лением на определяемый объект.
Магнит ые азимуты змеряются на местности компасом или буссолыо, а также определяются по карте по измеренным дирек-ционным углам.
Склонение магнитно стрелки (магнитное склонение) — гол между истинным (географическим) и магнитным меридианами
Величи а скло ения магнитной стрелки подвержена суточным, годовым и вековым колебаниям, а также времен ым возмущениям под дей ст и м магнитных бурь. Величина склонения маг ит ой стрелки и его годовые изменения показываются на топографических и специальных картах. В районах магнитных аномалий обычно указывается амплитуда колебания величины склонен я магнитной стрелки.
Склоне ие магнитной стрелки на восток считается восточным (положительным), а на запад—западным (отрицательным). Переход от дирекционного угла к магнитному азимуту к обратно производится различными способами; все необходимые данные для этого имеются на каждом листе карты масштаба 1 25 000— 1 200 000 в специальной текстовой справке и графической схеме, помещаемых а полях листа в левом нижнем углу Переход через поправку направления. В текстовой справке, помещаемой на картах, указывается величина (в градусах и делениях угломера) и знак поправки для п рехода от дирекннонного угла к магнитному азимуту. апример, в справке, приведенной на рис. 25, указано: «Поправка в дирекционный угол при переходе к магнитному азимуту плюс (0-16)». Поэтому если дирекционный угол направления равен 18-00 дел. угл., то магнитный азимут будет равен 18-16 дел. угл.
При обратном переходе, т. е. при определении дирекционного угла по магнитному азимуту, знак поправки изменяют на обратный и она вводится в магнитный азимут. Например, если магнитный азимут равен 10-00, то дирекционный угол этого направления для данной карты (рис. 25) равен 9-84 (10-00—0-16).
Переходно графической схеме (рис. 26). Па схеме показывают примерное направление на объект и, сообразуясь с положением вертикальной линии координатной сетки и линии магнитного меридиана, увеличивают или уменьшают исходный угол на поправку, указанную на схеме в скобках.
Переход по формуле. Зависимость между дирекционным углом II магнитным азимутом одного и того же направления выражается формулой
А^=а— Ъ+Ч, где Ая—магнитный азимут;
а — дирекиионпый угол;
5 — склонение магнитной стрелки;
f — сближение мер диа ов.
Это основная исходная формула для перехода от дирекционного угла к магнитному азимуту и обратно. Она применяется главным образом, когда приходится учитывать годовое изменение склонения магнитной стрелки.
Переход от дирекционного угла к магнитному азимуту с учетом годового изменения склонения магнитной стрелки. Вначале определяют склонение магнитной стрелки на данное время. Для этого годовое изменение склонения магнитной стрелки умножают на число лет, прошедшее после создания карты, и полученную величину алгебраически суммируют с величиной склонения магнитной стрелки, данной на карте. Затем производится переход от дирекционного угла к магнитному азимуту по основной формуле.
Пример перехода от дирекционного угла, равного 120°30", к магнитному азимуту этого направления на 1972 г. (исходные данные взяты с рис. 25).
1. Определение величины изменения склонения магнитной стрелки за 7 лет (1972—1965 гг.): Д=0°05",2Х7=0°36".
2. Вычисление величины склонения магнитной стрелки на 1972 г.: б =—3°10"+0°36"=—2°34".
3. Переход от дирекционного угла к магнитному "азимуту по основной формуле (см. выше)
А м = 120°3(У— (—2°34")+ (—2° 12") = 120°52".
Ориентирование по карте на месте
При ориентировании на местности вначале ориентируют карту, находят на ней точку стояния, а затем сличают карту с окружающей местностью и убеждаются в правильности ориентирования. На местности, где много характерных ориентиров, часто вначале определяют точку своего стояния, а затем ориентируют карту, сличают ее с местностью,
Ориентирование карты. Когда на карте известно свое местоположение, ее ориентируют, как правило, по какому-либо линейному ориентиру или направлению на удаленный ориентир, надежно опознанный на местности и карте. Если точка стояния неизвестна, карту ориентируют по сторонам горизонта, определенным по компасу или другим каким-либо способом. Карта считается ориентированной, если ее верхняя сторона рамки обращена на север, а линейные ориентиры на карте параллельны соответствующим ориентирам на местности.
В зависимости от решаемой задачи карту ориентируют приближенно - на глаз или же точно - с помощью компаса, линейки.
При ориентировании карты по линейному ориентиру ее поворачивают в горизонтальной плоскости так, чтобы изображение этого ориентира на карте совпало с направлением его на местности, а расположенные справа и слева объекты от линейного ориентира на местности находились на тех же сторонах на карте.
По направлению на ориентир карту ориентируют в таком порядке. Вначале прикладывают к точке стояния и условному знаку ориентира на карте линейку (или карандаш) и, визируя вдоль линейки
(карандаша), поворачиваются с картой так, чтобы выбранный ориентир оказался на линии визирования.
При ориентировании карты по компасу вначале устанавливают значение поправки направления, затем прикладывают компас к любой вертикальной линии координатной сетки, чтобы она проходила через указатели Север - Юг, и поворачивают карту до тех пор, пока северный конец магнитной стрелки не совпадет со значением поправки (+11°) (рис. 3.6). При отрицательном значении поправки стрелка должна отклоняться от координатной линии влево.
Карта может быть ориентирована приближенно по сторонам горизонта, предварительно определенным по небесным
светилам или признакам местных предметов.
Определение точки стояния. Точка стояния на карте может быть определена по ближайшим ориентирам на глаз, промером расстояния, засечкой по ориентирам, способом Болотова, по обратным дирекционным углам, При выборе способа учитывают условия боевой обстановки, характер местности, а также точность, с которой необходимо определить точку стояния. По ближайшим ориентирам на глаз определяют свое местоположение на карте наиболее часто. Если точка стояния находится рядом с каким-либо местным предметом, изображенным на карте, то место расположения условного знака этого предмета будет совпадать с искомой точкой стояния. Свое местоположение на карте определяют по направлению относительно ближайших ориентиров и расстоянию до них.
Промером расстояния определяют свое местоположение на карте обычно при движении по дороге или вдоль какого-либо линейного ориентира. На исходном пункте записывают отсчет по спидометру машины и начинают движение. При определении своего местоположения следует на карте отложить расстояние, пройденное от исходного пункта до точки остановки. Если движение совершается в пешем порядке или на лыжах, пройденное расстояние измеряется шагами или определяется по времени движения.
Засечкой по ориентирам точку стояния можно определять при условии хорошего обзора местности и наличия на ней местных предметов и форм рельефа, которые могут служить надежными ориентирами. Засечку выполняют по боковому ориентиру или по двум-трем ориентирам (обратная засечка). Способ Болотова заключается в следующем. С помощью башенного угломера или другим способом, например компасом, измеряют горизонтальные углы между тремя ориентирами, выбранными вокруг точки стояния и четко изображенными на карте. Затем строят углы на прозрачной кальке (восковке) при нанесенной произвольно точке, принимаемой за точку стояния. Затем накладывают кальку (восковку) на карту так, чтобы каждое прочерченное на ней направление прошло через условный знак того ориентира, на который оно проведено. Совместив все направления с соответствующими им условными знаками ориентиров, перекалывают на карту намеченную, на листе бумаги точку, при которой построены направления. Эта точка и будет точкой стояния.В боевой обстановке, когда нельзя работать с картой на местности открыто, точка стояния может быть определена по обратным дирекционным углам (рис. 3.11). В этом случае компасом измеряют магнитные азимуты направлений на ориентиры, переводят их в обратные азимуты, а затем в дирекционные углы направлений. Дирекционные углы откладывают у соответствующих ориентиров и прочерчивают на карте направления до пересечения их между собой. Точка пересечения этих направлений и будет точкой стояния.
При определении точки стояния любым способом засечки выбирают направления так, чтобы они пересекались под углом не менее 30° и не более 150°.
Ориентирование на местности в движении
Ориентирование в движении заключается в выдерживании заданного или намеченного маршрута и постоянном фиксировании мысленно или графически своего местоположения на карте.
Свое местоположение на карте определяют в движении обычно визуально по ближайшим ориентирам. Удаленные ориентиры используются при необходимости для определения точки стояния (на коротких остановках) засечками. Когда мало ориентиров или видимость ограничена, местоположение определяют по пройденному расстоянию от исходного
пункта или надежно опознанного на маршруте ориентира, которое считывают по шкале спидометра машины и откладывают на карте. Этот способ чаще всего применяют при движении по дорогам или вдоль каких-нибудь линейных ориентиров.
Уверенное ориентирование на местности в движении во многом зависит от правильного выбора масштаба карты, ее соответствующей подготовки и соблюдения определенного порядка работы на ней в пути.
Ориентироваться в движении легче по среднемасштабной карте, на которой с достаточной полнотой отображены все основные объекты местности. Работать с крупномасштабной картой на большой скорости движения значительно труднее, чем с картой среднего масштаба. Так, например, при скорости движения 50 км/ч машина за одну минуту проходит около 800 м. На таком отрезке пути на обжитой местности может встретиться много местных предметов, которые зафиксировать в памяти и найти на карте за одну минуту почти невозможно, да в этом и нет необходимости.
При подборе карты для ориентирования учитывают условия боевой обстановки, характер маршрута и окружающей местности. Если совершается марш в предвидении встречного боя, то следует пользоваться картой масштаба 1:100000. Эта карта обеспечивает надежное ориентирование на среднепересеченной местности, а также когда маршрут проложен по дорогам различных классов. При возникновении встречного боя она позволяет осуществлять управление действиями подразделений и огнем.
google_protectAndRun("ads_core.google_render_ad", google_handleError, google_render_ad); google_protectAndRun("ads_core.google_render_ad", google_handleError, google_render_ad); Карта масштаба 1:200000 используется для ориентирования, когда возникновение встречного боя маловероятно, а маршрут проходит по автомобильным дорогам с твердым покрытием. Эта карта более удобна для ориентирования и на открытой местности, где ориентиров мало (пустыня, степь). В таких районах на карте масштаба 1:200 000 отображаются все местные предметы, которые можно использовать как ориентиры. Удобство в работе заключается в том, что при ориентировании можно быстро изучать окружающую местность и опознавать ориентиры на большом удалении от маршрута движения визуально. Кроме того, число листов этой карты на одну и ту же площадь по сравнению с картой более крупного масштаба будет значительно меньше. На ней даны расстояния между крупными объектами.
При ориентировании по маршруту движения в горах, лесисто-болотистой местности, когда марш совершается преимущественно по грунтовым дорогам, где скорость движения небольшая, следует пользоваться картой масштаба 1:50000. Эта карта применяется для ориентирования и в районах с хорошо развитой сетью дорог, так как отдельные грунтовые дороги в таких районах на картах масштабов 1:100000 и 1:200000 не показываются. Карта масштаба 1:50000 обеспечивает надежное ориентирование в городах и крупных населенных пунктах.
При подготовке карты к ориентированию особенно важно уяснить ее масштаб, т. е. четко представить, какому расстоянию на местности соответствует определенный отрезок на карте. Этот элемент оценки карты является важным условием ее быстрого сличения с местностью.
Маршрут прокладывается обычно по автомобильным дорогам с твердым покрытием. В зависимости от обстановки предпочтение следует отдавать тому варианту маршрута, при котором меньше крупных населенных пунктов, мостов, дамб и плотин, так как они могут быть разрушены или заминированы. При планировании движения по грунтовым дорогам особое внимание необходимо обращать на их состояние в случае ненастной погоды. Условия ориентирования по маршруту движения оцениваются с учетом возможных изменений на местности.
Намеченный маршрут поднимается на карте сплошной линией коричневого цвета. Линия проводится с южной или восточной стороны маршрута. Чтобы не затемнять основные ориентиры по маршруту движения, сплошная линия в таких местах прерывается. Колонные пути и обходы труднопроходимых участков на маршруте поднимаются на карте прерывистой линией.
Одновременно с подъемом маршрута намечаются контрольные ориентиры, которые выбираются через 5 - 10 км. Они обводятся кружками коричневого цвета. Если ориентиров мало, то их целесообразно выделять увеличением условного знака или подтушевкой, добиваясь большей читаемости ориентиров на карте. Такие ориентиры служат для контроля правильности выдерживания маршрута.
В обжитых районах контрольными ориентирами могут служить населенные пункты, мосты, переезды через железные дороги и т. п. Во всех случаях намечают контрольные ориентиры на поворотах и съездах на другую дорогу. Ориентирами здесь служат, как правило, перекрестки или развилки дорог.
Протяженность маршрута измеряется по карте с учетом увеличения за извилистость и характер рельефа. Окончательный результат подписывается у соответствующих ориентиров нарастающим от исходного пункта итогом. В дальнейшем, во время движения, эти данные используют для контроля правильности движения, сличая их с расстояниями, которые считываются со спидометра. На карте, предназначенной для планирования марша, дополнительно отмечают десятикилометровые участки по маршруту.
При изучении маршрута , поднятого на карте, устанавливаются характер дорог, перекрестков, развилок, их взаимное расположение. Если позволяет время, то необходимо изучить и запомнить не только маршрут, но и местность вдоль маршрута в полосе 3-4 км, обращая особое внимание на вероятные объезды разрушенных объектов и труднопроходимых участков.
Предварительная подготовка карты имеет очень большое значение для точного ориентирования на местности и выдерживания маршрута. Если условия обстановки не позволяют полностью подготовить карту и детально изучить маршрут, то прежде всего следует поднять маршрут на карте, а при первой возможности наметить ориентиры и определить расстояния до них.
При ориентировании в пути непременным условием правильности выдерживания направления движения является непрерывность ориентирования. На исходном пункте снимают показание спидометра и прибавляют его поочередно к каждому расстоянию, подписанному на карте у контрольных ориентиров. Полученные результаты должны соответствовать показаниям спидометра при подходе машины к тому или иному ориентиру. Они надписываются на карте у ориентиров под измеренными расстояниями (в знаменателе). Кроме того, перед началом движения определяют направления на стороны горизонта и записывают на карте у исходного пункта время начала движения.
В пути карту держат все время ориентированной по ходу движения. При каждом повороте машины поворачивают и карту на соответствующий угол. Если движение совершается вне дорог, карту ориентируют по местным предметам и формам рельефа. Внимательно наблюдают за местностью, опознают местные предметы, мысленно фиксируют свое продвижение по маршруту.
При движении в бронетранспортере (танке) наблюдать за местностью значительно сложнее, чем при движении на автомобиле или в пешем порядке. Поэтому необходимо чаще обращаться к показаниям спидометра, откладывая считанные с него расстояния на карте. Водителю ставится в таких случаях задача докладывать, когда отсчет по спидометру будет приближаться к значению, записанному на карте у контрольного ориентира, к которому подходит машина.
Во время движения обязательно обращаются к карте при подходе к перекрестку или развилке дорог. Своевременно (за 200-500 м) указывают водителю ориентир и направление дальнейшего движения.
При обходе районов пожаров, завалов, затоплений и участков заражения местности необходимо, прежде всего, точно определить свое местоположение на карте и записать показание спидометра, наметить путь обхода препятствия и поднять на карте ориентиры, которые встретятся на этом пути. Если позволяет обстановка, обходить препятствия целесообразно по просекам, вдоль рек, ручьев, линий электропередачи и других линейных ориентиров, заранее определив по карте магнитные азимуты их направлений. В таком случае будет легко контролировать по компасу направления движения.
На автомобильных дорогах с твердым покрытием (автострадах, шоссе) имеется много путевых дорожных знаков. В боевой обстановке при ориентировании пользоваться этими знаками нужно весьма осторожно: противник может переставить их или заменить другими указателями с ложными надписями.
Наряду с местными предметами для контроля движения по маршруту следует использовать элементы рельефа: характерные высоты и хребты, лощины, овраги, обрывы, промоины. Это особенно важно при движении на местности, где произошли большие изменения, так как местные предметы могут быть уничтожены или созданы вновь, а основные формы рельефа останутся неизменными.
При малейшем сомнении в правильности движения во всех случаях необходимо уточнить свое местоположение тщательным сличением карты с местностью. Если сделать это в движении не удается, следует остановиться и восстановить ориентирование.
Ориентирование считается потерянным, если на местности не находят обозначенных на карте объектов и не могут определить на карте свое местоположение, Случаи отклонения от маршрута и потери ориентиров возникают обычно из-за слабых навыков в ориентировании или при небрежном ориентировании, когда перестают непрерывно следить за продвижением по маршруту.
При восстановлении ориентирования , прежде всего, определяют направления на стороны горизонта (по компасу, небесным светилам или признакам местных предметов), затем ориентируют карту и внимательно сличают ее с местностью. Если найти на карте точку стояния не удается, ориентировку восстанавливают в зависимости от обстановки одним из следующих приемов.

  1. Компасом измеряют магнитный азимут направления движения, а по карте-магнитный азимут маршрута в районе вероятного местонахождения. Азимуты сравнивают, убеждаются, что направление движения выдерживается. На карте откладывают по маршруту считанное со спидометра расстояние, пройденное от последнего надежно опознанного контрольного ориентира, внимательно изучают район вокруг отмеченной точки и определяют свое местоположение по характерным линейным и площадным ориентирам.
  2. Когда измеренные ранее азимуты маршрута, поднятого на карте, и направления фактического движения различаются незначительно (6-10°), а точку стояния, определенную по измеренному расстоянию, опознать на карте не удается, намечают линейный ориентир (железную дорогу, реку, автомобильную дорогу с твердым покрытием, линию электропередачи и т. п.), проходящий перпендикулярно к общему направлению маршрута, записывают показание спидометра и продолжают движение до намеченного линейного ориентира. У линейного ориентира убеждаются, что азимут его направления на местности соответствует измеренному азимуту направления условного знака этого ориентира, изображенного на карте. Затем, сличая карту с местностью, определяют свое местоположение и намечают выход на маршрут или непосредственно в пункт назначения.
  3. При отклонении от маршрута вероятный район своего местонахождения может быть определен графически по карте.
  4. В лесной местности, когда движение совершают без дорог или по дороге, не отмеченной на карте, ориентирование восстанавливают по линейным ориентирам. Например, подразделение, двигаясь по лесной дороге, не обозначенной на карте, достигло лесной поляны. По пройденному расстоянию командир определил вероятный район местонахождения подразделения. На карте в этом районе показано несколько похожих друг на друга полян. Измеренный магнитный азимут направления поляны, на которую вышло подразделение, оказался равным 10°. Таких полян, вытянутых в направлении по азимуту 10°, показано на карте три. После внимательного изучения местности по карте командир установил, что одна из полян находится в лощине (рис. 3.14), другая расположена в седловине, а третья - на ровном участке местности. Эти особенности расположения полян на рельефе позволили быстро разобраться в обстановке и определить свое местонахождение (точку стояния - Т. С.) на поляне в седловине,

Особенности ориентирования в различных условиях
Ночью ориентироваться на местности сложнее, чем днем. Многие местные предметы становятся трудно различимыми, расстояния до ориентиров кажутся большими, чем днем. Обзор местности ограничен.
Чтобы уверенно ориентироваться на марше ночью, необходима тщательная предварительная подготовка. Контрольные ориентиры по маршруту намечаются чаще (через 3 - 6 км). В качестве ориентиров выбирают местные предметы, проектирующиеся на фоне неба (например, постройки башенного типа, трубы заводов и фабрик, церкви, ретрансляторы), а также местные предметы, расположенные непосредственно по маршруту (мосты, путепроводы, перекрестки дорог, железнодорожные переезды и т. п.). Весь маршрут делят на прямолинейные участки. На каждом таком участке
определяют и записывают магнитный азимут его направления. На местности, где много ориентиров, магнитные азимуты определяют для участков, где ориентирование затруднено. Заранее проверяются чувствительность компаса и правильность показаний спидометра, для чего автомобиль (бронетранспортер) проезжает ровный участок длиной 2 - 3 км. Компас считается годным к работе, если два отсчета, полученные при одном и том же его положении, отличаются друг от друга не более чем на 3°. Намеченный маршрут внимательно изучают и запоминают, для того чтобы по возможности реже обращаться к карте.
Действия в пути при выдерживании маршрута ночью аналогичны действиям в светлое время суток. Водитель заранее предупреждается о находящихся впереди ориентирах, поворотах и расстояниях до них. Карту в пути рекомендуется освещать карманным фонариком с синим светофильтром. Такое освещение не ослепляет, поэтому важно одновременно работать с картой и вести наблюдение за местностью. Направление движения вне дороги выдерживается по компасу или гирополукомпасу, а пройденное расстояние определяется по спидометру. Однако при этом сильно напрягается зрение, повышается утомляемость, ухудшается опознавание местных предметов по маршруту. Ночью направление движения можно выдерживать и по небесным светилам. При ориентировании по Луне или созвездию следует помнить, что все они, за исключением Полярной звезды, перемещаются на небосклоне. Например, если положение Луны берется как общее направление марша, то через один час маршрут отклонится от намеченного на 15° вправо, так как Луна за один час смещается на 15° по ходу часовой стрелки.
В условиях ограниченной видимости. Под ограниченной видимостью принято понимать оптическую видимость окружающих объектов местности в тумане, дыму, при дожде, снегопаде, метели и сильной запыленности воздуха. Условия ограниченной видимости часто отождествляют с ночной темнотой, хотя между ними имеются специфические различия. Ночью для ориентирования применяют приборы подсветки, ночной видимости и радиосвязь. Однако маскирующие дымы, облака пыли, дождь, снег резко снижают возможности этих приборов. Перемещающиеся с большой скоростью различные частицы (пыль, песок, снег и т. п.) вызывают электризацию антенн, что создает крупные помехи в радиосвязи. В современном бою ограниченная видимость может возникнуть в любое время года и суток, особенно при применении противником ядерного оружия, когда возникают густые и значительные по размерам облака пыли, а при пожарах создаются обширные зоны задымления.
В предвидении возникновения ограниченной видимости маршрут готовится так же, как и для движения ночью, если марш совершается по дорогам с твердым покрытием. Марш вне дорог совершают по азимутам, заранее снятым с карты. Маршрут внимательно изучают и запоминают. В движении карту ориентируют по ходу движения и непрерывно графически (точками или поперечными черточками) фиксируют на маршруте свое местоположение.
В горах ориентирование усложняется глубокой расчлененностью рельефа, что вынуждает часто менять направление движения. Вершины, выбранные в качестве ориентиров, резко изменяют свои очертания, - если смотреть на них с разных сторон. Расстояния из-за прозрачности воздуха представляются меньшими, чем в действительности.
Чтобы уверенно ориентироваться в горах и управлять подразделениями на марше и в бою, очень важно хорошо изучить рельеф и запомнить расположение основных долин, хребтов и выдающихся вершин.
Движение в горной местности совершают обычно по дорогам и тропам в горных проходах и через перевалы, вдоль ручьев и рек в глубоких долинах. В качестве ориентиров вдоль намеченного маршрута выбирают выделяющиеся вершины, седловины, обрывы, скалы, осыпи, а также все местные предметы (населенные пункты, отдельные строения, мосты и т. п.), в горах они встречаются довольно редко и поэтому хорошо опознаются.
При движении по долине в качестве ориентиров могут служить распадки (места слияния двух долин), утесы, узкие сужения долины и различные местные предметы.
В горах перед началом движения следует намечать какой-нибудь вспомогательный ориентир, видимый с многих точек маршрута. Таким ориентиром может быть самая высокая вершина, выделяющийся выступ хребта или небесное светило. Пользуясь вспомогательным ориентиром, можно всегда проверить правильность направления движения.
Если направление движения не совпадает с линейным ориентиром, то его выдерживают по вспомогательному ориентиру и компасу. При этом пользоваться компасом следует осмотрительно, так как в горах часто встречаются локальные участки с магнитными аномалиями.

При ориентировании в горной местности полезно знать признаки, по которым можно приближенно определять стороны горизонта. На больших камнях теневая (северная) сторона обычно густо покрыта мхом и лишайниками. Летом почва с южной стороны камней более сухая, чем с северной (разница легко заметна на ощупь). В лесных горных районах на южных склонах растет преимущественно сосна, встречается дуб, на северных склонах растут бук, ель.
В лесу ориентирование затруднено ограниченностью обзора и малым количеством ориентиров. Маршруты проходят чаще всего по грунтовым дорогам и просекам. Обычно такие дороги мало наезжены, некоторые из них не показаны на карте, так как являются временными.
При подготовке карты целесообразно определить и выписать магнитные азимуты направлений каждого участка маршрута между контрольными ориентирами. При изучении маршрута следует уделять особое внимание рельефу и гидрографии. Движение по маршруту контролируется по пройденному расстоянию, считываемому со шкалы спидометра.
В лесу много местных признаков, по которым можно определить направления на стороны горизонта. Кора большинства деревьев грубее на северной стороне, тоньше, эластичнее (у березы светлее) - на южной. При внимательном наблюдении можно быстро определить направление на север по деревьям, пням, на лесных полянах, перекрестках просек. Вспомогательными ориентирами для выдерживания общего направления в лесу служат днем Солнце, а ночью Луна или какое-нибудь созвездие.
В пустыне ориентироваться сложно из-за однообразия окружающего ландшафта. Местные предметы встречаются редко. Рельеф преимущественно равнинный или мелко холмистый, формы его маловыразительны.
Маршруты прокладывают по редким дорогам, тропам, караванным путям, которые часто теряются среди песков и растительности. Только незначительное углубление грунта и более зеленая растительность вдоль этих углублений порой указывают на их местоположение. По равнинам степей и пустынь можно двигаться вне дорог в любом направлении. В этих условиях требуется умение перемещаться точно по азимуту.
Основными ориентирами в пустыне служат курганы, такыры, колодцы, русла высохших рек, оазисы, развалины. При благоприятных условиях видимости многие из них просматриваются издалека.
При подготовке карты одновременно готовятся данные для движения по азимутам по всему маршруту. В пути контроль за выдерживанием общего направления движения осуществляют по вспомогательным ориентирам - небесным светилам. В отдельных случаях направление движения выдерживают по идущим сзади машинам или по следу своей машины, если движение прямолинейно, а также по расположению дюн, барханов и ряби на песке, которое зависит от направления господствующего ветра и практически постоянно для данного района.
В крупном населенном пункте ориентирование усложняется из-за ограниченности обзора. Маршруты намечают по основным проездам с минимальным числом поворотов, а повороты выбирают в местах, где имеются заметные ориентиры (мосты, путепроводы, промышленные предприятия, парки, высокие здания, церкви и т. п.). Маршрут в городе целесообразно прокладывать вдоль линейного ориентира (канала, по набережной реки). Перед въездом в город нужно точно определить свое местоположение, а при движении по населенному пункту графически фиксировать на карте продвижение по маршруту. При выезде из населенного пункта, если число дорог на местности и карте не совпадает, и возникли затруднения с определением нужной дороги, направление дальнейшего движения устанавливают компасом по магнитному азимуту дороги, определяемому по карте.
В районах разрушений ориентирование по карте резко усложняется из-за ее несоответствия местности. Наиболее надежное ориентирование в таких случаях обеспечивает использование навигационной аппаратуры боевых и командно-штабных машин.
При выборе маршрута в предвидении возможных разрушений на местности условия ориентирования прогнозируются. Наиболее устойчивыми ориентирами являются основные формы рельефа, изображаемые на картах горизонталями (вершины, седловины, лощины, хребты). Эрозийные формы рельефа (промоины, обрывы, выемки и т. п.) легко разрушаются при ядерных взрывах и с трудом будут опознаваться при сличении карты с местностью. С рельефом местности связано положение рек, ручьев, озер. Русла рек свои очертания практически не изменяют, однако при
разрушении гидротехнических сооружений происходит временное затопление больших участков местности. Устойчивыми ориентирами также являются автомобильные дороги с твердым покрытием и железные дороги, хотя их полотно и может быть разрушено.
При ориентировании на сильно измененной местности целесообразно использовать свежие крупномасштабные аэрофотоснимки, на которых будут зафиксированы изменения, происшедшие на местности.
Чтобы уверенно выдерживать заданное направление движения в районах массовых разрушений, пожаров, очень важно уметь бегло читать топографическую карту и обладать острой наблюдательностью, опознавая по остаткам разрушенных объектов свое местоположение на карте.
При въезде в зону разрушений следует измерить и записать магнитный азимут направления движения и отсчет по спидометру. На всех основных поворотах при движении в зоне эта операция повторяется. При необходимости по этим данным можно восстановить на карте свое местоположение.
Зимой в результате снежных заносов формы рельефа сглаживаются. Такие ориентиры, как овраги, лощины, промоины, балки, канавы, ямы, грунтовые дороги, ручьи, небольшие озера род глубоким снежным покровом, почти не просматриваются. Часто зимой прокладываются новые дороги (зимники), которые проходят по кратчайшим расстояниям и на картах не отображаются. Все это в значительной мере усложняет ориентирование.
Маршруты зимой прокладывают обычно по наезженным дорогам или колонным путям. При движении без дорог на лыжах направление выдерживают по компасу, а на боевой машине - по гирополукомпасу. Днем на открытой местности следы от лыж или машины используют для проверки выдерживания направления движения. Хорошими ориентирами зимой, особенно ночью, служат населенные пункты, железные и автомобильные дороги с твердым покрытием, опушки леса, отдельные рощи, мосты через широкие реки и другие, площадные и линейные ориентиры.
Требования к топографическому ориентированию
В боевой обстановке от командиров требуется не только уметь самим быстро и точно ориентироваться на местности, но и обеспечивать ориентирование личного состава подчиненных подразделений.
Топографическое ориентирование предшествует тактическому ориентированию и является важным первичным этапом работы командира при организации боевых действий на местности. Топографическое ориентирование способствует быстрому и правильному уяснению подчиненными местоположения ориентиров, целей, рубежей и своих боевых задач.
Ориентируя командиров подчиненных и приданных подразделений на рекогносцировке, вначале объявляют время, указывают на местности сторону горизонта в направлении действий или на север по какому-либо местному предмету, называют квадрат координатной сетки карты, в котором находятся, указывают свою точку стояния относительно ближайшего ориентира, обозначенного на карте. Затем указывают направления на окружающие местные предметы в радиусе 10-15 км (наблюдаемые и ненаблюдаемые) и расстояния до них. Направления указывают относительно своего положения лицом в сторону противника (справа, прямо, слева или по сторонам горизонта), время - местное или оперативное, не кодированное наименование объектов - по карте. После этого назначают справа налево и в сторону противника ориентиры и показывают на местности линию соприкосновения своих войск и войск противника или рубежи, на которые вышли свои подразделения и войска противника.
Выбор и использование ориентиров. В качестве ориентиров выбирают хорошо наблюдаемые местные предметы и формы рельефа. Количество ориентиров должно быть небольшим (4-7), Один из ориентиров назначается обычно в направлении наступления или в центре полосы. Все ориентиры, назначенные старшим командиром, обязательны для подчиненных, их номера не изменяются. В ходе наступления по мере продвижения вперед выбираются новые ориентиры. Для удобства запоминания и отыскания на местности ориентирам обычно присваивают условные названия.
При действиях ночью, в пустыне и других условиях, сложных для ориентирования, средствами старшего командира осуществляются постановка искусстве
венных ориентиров и обозначение маршрутов движения специальными указателями. Направление действий подразделений обозначают при благоприятных погодных условиях створами факелов светящихся бомб, периодическим включением прожекторов, стрельбой трассирующими снарядами (пулями), а в отдельных случаях и созданием в глубине обороны противника пожаров.
В бою при передаче команд по радио номера ориентиров и условные наименования местных предметов передаются открытым текстом. Относительно ориентиров указывают и другие объекты местности и цели.
В условиях, сложных для ориентирования, командиры подразделений используют для выдерживания подразделениями направления движения специально подготовленных солдат (азимутчиков). В ходе боя азимутчики находятся при командирах и наблюдают за выдерживанием направления наступления (марша) и местоположением своих подразделений.

Как ориентироваться в лесу, если у вас нет с собой компаса? Это вопрос интересует многих грибников, охотников и собирателей ягод. Ведь заблудиться в даже небольшом лесном массиве может каждый человек. По каким признакам можно определить стороны горизонта? Существуют различные способы ориентирования без использования специальных приборов. Мы их рассмотрим в статье.

По солнцу

Как ориентироваться в лесу по солнцу? Этим способом можно воспользоваться только в ясную погоду. Существует несколько методов определения сторон света.

Солнце всегда восходит с восточной стороны, а заходит - с западной. В середине дня оно располагается на юге (в северной части земного шара). Если же вы заблудились в лесу Южного полушария, то в полдень солнце будет находиться со стороны севера.

Как можно ориентироваться в лесу с помощью часов в солнечную погоду? Определить северную сторону вам поможет следующий способ:

  1. Нужно встать таким образом, чтобы часовая стрелка была обращена к солнцу.
  2. Мысленно надо начертить угол между часовой стрелкой и отметкой "13" (или "1") на циферблате. Затем его нужно визуально разделить пополам прямой линией (биссектрисой).
  3. До 13 часов север будет находиться слева от солнца, а после - справа. В Южном полушарии положение севера будет прямо противоположным.

Если вы сможете найти в лесу палку, то можно попробовать изготовить шест-гномон. Однако сориентироваться с его помощью можно только в полуденное время. Палку нужно вкопать в землю. Около полудня тень от шеста будет указывать на север. Для точного ориентирования нужно выбирать достаточно длинную палку.

По растениям

Как ориентироваться в лесу без компаса в пасмурный день? Ведь определить стороны горизонта по солнцу можно только при безоблачной погоде. В этом случае нужно присмотреться к деревьям. Правильно сориентироваться вам помогут следующие признаки:

  1. Можно заметить, что одна сторона коры имеет более темную окраску, а другая - более светлую. Такая особенность наиболее выражена у хвойных деревьев. Темная кора находится с северной стороны. Ее цвет обусловлен меньшим воздействием солнечного света.
  2. Нужно также обратить снимание на смолу хвойных деревьев. Ее наибольшее выделение наблюдается на южной стороне. А рост мхов, лишайников и грибов на коре чаще отмечается в северной части.

В летнее время можно присмотреться к цвету ягод. Обычно они быстрее созревают с южной стороны. А та часть ягод, которая обращена к северу, имеет зеленоватый цвет.

По животным

Как ориентироваться в лесу, наблюдая за поведением животных? В определенное время года стороны горизонта можно определить по перелетным птицам. Осенью их стаи летят в направлении юга, а весной - на север.

Если вы обнаружили муравейник, то с его помощью можно сориентироваться. Нужно обратить внимание на его форму. В северной части муравейник имеет более крутой склон, а в южной - пологий.

Летом полезно также присмотреться к бабочкам. Нужно проследить за поведением этих насекомых во время отдыха. Когда бабочка садится на цветок, она держит крылья в сложенном положении. Таким образом она пытается защитить их от солнца. В утренние часы сложенные крылья обращены к востоку, днем - к югу, а вечером - к западу.

По лесным просекам

Рассмотрим ориентирование в лесу по просекам. В наши дни многие крупные зеленые массивы поделены на кварталы. Между этими квадратами организованы тропинки - просеки. Их прорубают в направлении север - юг или запад - восток. На пересечении этих дорожек устанавливают специальные столбы, которые могут служить довольно надежным ориентиром.

Эти столбики представляют собой вбитые в землю бревна четырехгранной формы. На каждой грани написаны цифры, которые обозначают номер квартала. К ним необходимо присмотреться. Нужно найти две грани с наименьшими значениями цифр. Ребро столба между ними всегда обращено в северную сторону.

Ночью

Как ориентироваться в лесу в ночное время? В темное время суток не рекомендуется активно перемещаться. Существует большой риск получения травмы или нападения диких зверей. Ночь лучше переждать у костра. Однако если вам необходимо выбраться из леса после захода солнца, то можно попробовать сориентироваться по звездам.

Нужно отыскать на ночном небе созвездие Большой Медведицы. Оно выглядит как ковш. На территории России это созвездие можно увидеть в любой сезон. Две его крайних звезды (ручка ковша) обращены к Полярной звезде, которая входит в Малую Медведицу. Это созвездие похожей формы, только меньших размеров.

Нужно мысленно соединить "ручку ковша" с Полярной звездой прямой линией. Это направление укажет на север.

В ясную ночь можно попытаться найти на небе Млечный путь. Это скопление звезд имеет вид полоски. Оно проходит строго в направлении с севера на юг.

В зимнее время

Как ориентироваться в лесу зимой? Можно использовать все вышеуказанные способы. Однако в конце зимы можно определить стороны света по таянию снега. Нужно обратить внимание на ямки в сугробах вокруг деревьев и пней. Эти проталины обычно обращены на юг.

Также можно присмотреться к склонам оврагов и холмиков. На их северной стороне снег тает более активно.

Заключение

Если вы заблудились в лесу, то нельзя определять сторону света по какому-либо одному признаку. Так можно очень легко ошибиться и уйти в неправильном направлении. Во время ориентирования без компаса нужно всегда принимать во внимание совокупность признаков. Это поможет вам правильно определить стороны горизонта.

Очень часто человек, заблудившись в лесу, поддается панике и начинает ходить кругами. Это только усугубляет ситуацию. Выбрав определенный ориентир, нужно стараться идти к нему по прямой линии. Затем нужно остановиться, выбрать следующий ориентир и тоже прямо следовать к нему. Если вы почувствовали, что идете в неправильном направлении, то нужно вернуться обратно по своим следам. Соблюдая эти рекомендации, вы сможете выбраться из леса.

Солнечный ориентир с давних времен помогал человеку найти нужную сторону света, выйти к намеченной точке какой-либо местности, не заблудиться в природных условиях без каких-либо устройств навигации. Сегодня точно так же, чтобы правильно прокладывать намеченный маршрут и не сбиваться с пути, поможет ориентирование по солнцу.

Казалось бы, всем известно, как правильно и просто можно определить восток и запад: солнце поднимается и заходит в этих сторонах горизонта. Но, это не совсем точно. Чтобы правильно определять нужное направление, необходимо учитывать свое местонахождение – Южное полушарие или Северное, поскольку место восхода и захода солнца, по которому можно ориентироваться, различается. Так, в Северном полушарии светило восходит на востоке и закатывается на западе только 21 марта и 23 сентября, – это дни весеннего и осеннего равноденствия. После 21 марта место восхода сдвигается ближе к северу, а в день летнего солнцестояния (21 июня) оно восходит на северо-востоке и заходит на северо-западе, потому что в этот день северный полюс максимально приближен к планете Солнце. Когда близится зимний сезон, светило заходит уже ближе к югу, в день зимнего солнцестояния (22 декабря) восход происходит на юго-востоке, а закат – на юго-западе. Соответственно, касаемо Южного полушария, восход и заход происходит с точностью наоборот относительно Северного.

Если под рукой нет механических часов, можно использовать естественный «циферблат».

Способы ориентирования на местности по солнцу: использование часов

Существуют различные способы ориентирования по солнцу. Одним из самых точных является ориентация по местности при помощи механических часов (расположить их при этом нужно горизонтально местности). Известно, что в полдень, т.е. когда часовая стрелка показывает 12 часов, солнце находится на юге. За то время, пока часовая стрелка совершает два оборота на циферблате, солнце делает один по небосводу. Это поможет ориентироваться при поиске южного направления. Простой расчет показывает, что за одинаковый промежуток времени светило смещается на угол, в два раза меньший, чем часовая стрелка.

Таким образом, если проложить биссектрису, указывающую на светило между стрелкой часов и делением, равным 12 часам, то эта двенадцатичасовая отметка, как и прежде, будет указывать южное направление. Положение солнца до полудня должно рассчитываться по циферблату с левой стороны, после полудня – с правой. Следует учитывать декретное время при ориентировании по часам, т.е. погрешность составляет примерно 10 градусов: летом за основу расчета берется цифра 1, а зимой – деление на цифре 2. Если солнце очень яркое, сориентироваться по часам поможет какой-нибудь предмет, дающий тень, например, спичка.

Если под рукой только электронные часы, их можно использовать точно так же, как механические, только придется нарисовать циферблат на экране. При этом нужно знать о нахождении солнца (это касается Северного полушария) около 7 часов утра на востоке, 13 часов – юг, 19 часов – это запад. С этими знаниями можно определить все промежуточные направления.


Этот способ наиболее эффективный при применении в средних и северных широтах, особенно зимой. Весной и осенью он менее точен, а летом лучше его не применять из-за того, что солнце находится слишком высоко, что влечет большие погрешности расчетов (25 градусов и более).

Ориентирование на местности по солнцу: солнечные часы

Если под рукой нет механических часов, можно использовать естественный «циферблат». Способ заключается в определении сторон света по тени, отбрасываемой от линейного предмета. Если времени на ожидание солнечного перемещения нет, можно воспользоваться более быстрым вариантом этого метода:

  1. Для этого нужно вставить палку в землю, чтобы она отбрасывала четкую тень.
  2. Отметить первую метку на земле там, где заканчивается тень от палки.
  3. Приблизительно через 20 минут тень переместится на некоторое расстояние, это будет местом для второй метки.
  4. Необходимо соединить две получившиеся метки прямой линией, это получится ось восток-запад. Высокая палка более точно определяет направление.
  5. Необходимо встать таким образом, чтобы первая метка находилась слева, а вторая справа. Таким образом, вы встанете лицом точно на север, справа окажется восток, а слева западное направление. Это касается определения сторон северного полушария. В южном полушарии тень будет указывать на юг, слева окажется запад, а по правую руку – восток.

Ориентирования на местности по солнцу

Второй вариант этого способа более точный, но им можно воспользоваться, если вы располагаете большим количеством времени. Наблюдение начинается до того, как светило войдет в зенит:

  1. Вставляется длинная палка в землю, как в первом случае, делается первая отметка.
  2. Между основанием шеста и первой отметкой протягивается веревка, начиная с этой метки, на земле прочерчивается полукруг.
  3. Пока солнце будет восходить, время близиться к полудню, тень от палки будет становиться все короче, удаляясь от границы очерченной дуги. Перемещение тени совершается в восточном направлении. Когда солнце перейдет зенит, тень от палки начнет расти, пока снова не коснется начерченной дуги. Это место нужно отметить второй меткой.
  4. Обе метки соединяются прямой линией, а чтобы определить северное направление, необходимо встать в такое же положение, аналогичное предыдущему описанному варианту.

Самый простой способ, по аналогии с вышеперечисленными методами, состоит в следующем: необходимо встать спиной ровно в полдень к направлению солнечного света, развести руки вправо и влево. Падающая тень будет указывать северное направление, позади будет юг, по правую руку – восток, по левую руку – запад. Не стоит забывать о том, что, в южном полушарии падающая тень, наоборот, указывает южное направление.

Солнечное ориентирование в пасмурную погоду

Ориентирование на местности по солнцу возможно даже в пасмурную погоду. Осуществляется оно при помощи теней, которые отбрасывают предметы летом даже при отсутствии солнечного света. Этот способ позволяет определить линию восток-запад.

Необходимо воткнуть в землю длинную палку (примерно сорок сантиметров) таким образом, чтобы она не отбрасывала тень: это означает, что ее верхушка указывает на солнце. Далее, нужно подождать, пока она снова не начнет отбрасывать тень, и, по мере продвижения тени, выкладывать камешки там, куда указывал конец палки на земле. Таким образом, получится, что тень будет продвигаться с запада на восток, от первого положенного камешка до второго. Линию север-юг определяют перпендикулярно линии запад-восток.

Ориентирование по солнцу возможно даже после его заката: летними ночами, относительно северных широт, от близкого расположения к горизонту зашедшего светила, северная сторона небосвода становится более светлой, а южная – более темной.

Несмотря на видимую сложность, способы ориентирования на местности относительно дневного светила позволяют, не отрываясь от похода, определяться с правильностью направления относительно сторон света, знакомых объектов, а также определять собственное местоположение относительно населенных пунктов или знакомых ориентиров. Необходимо лишь учитывать правильность расчетов, а также декретное время.

Похожие публикации