Влияние компьютера на ребенка: вред и польза «умной машины. Что будет если долго играть в компьютер

"У моего ребенка компьютерная зависимость", "У него просто истерики, как только мы просим закончить игру", "Его ничего не интересует, кроме игр, это нормально?" — все чаще приходится слышать психологам от родителей. Что находят дети в компьютерных играх? Можно ли вернуть их в реальный мир? Советует автор популярной книги.

Условия развития современных детей изменились так радикально, что даже талантливым педагогам и очень любящим родителям трудно адаптироваться. Все системы воспитания мира не учитывали возможности ухода детей в воображаемые миры. Получив классическое образование, мы уверены, что именно его нужно давать ребенку. Первым делом книги, а потом уже компьютер. Компьютер же сегодня вытесняет не только книги, но и живых людей.

В воспитании "компьютерных" детей можно отметить три основных "горячих точки".

  1. Изначально у них неверно сформированы установки по отношению к компьютеру . Покупка новой "машины" пока настолько значима для ребенка и обременительна для семьи, что это уже само по себе повышает ее вес. При том, что компьютер и все, что с ним связано, — это всего лишь созданный руками человека прибор.
  2. Купив компьютер, мы чаще всего оставляем ребенка с ним один на один, используя возможность отдохнуть . Я сторонник опосредования любой активности ребенка взрослым хотя бы на первом этапе. Это означает, что в любой новой ситуации родитель должен объяснить ребенку, как себя лучше вести (стать грамотным посредником). "Неужели мы должны не только зарабатывать и покупать эту дорогую игрушку , но еще и играть вместе с ребенком?" — спрашивают родители. Именно так.
  3. Никто не соблюдает нормы работы за компьютером, но иногда устраивается что-то вроде "субботних порок" . Компьютер выключается, а ребенку напоминают, кто в доме хозяин.

Ситуация 1. Компьютер и дисциплина

Шестилетняя Оля может "работать" на компьютере прямо как ее папа-программист. Она на нем пишет буквы, рисует, играет. Но родители Оли все-таки за разумное ограничение "компьютерного" времени. Приехавшая погостить бабушка обнаружила, что девочка не рисует карандашами и красками, не лепит, не читает книжек. И у нее есть очевидные логопедические проблемы — Оля не выговаривает "Р" и "Ш".

Ребенок категорически отказался рисовать на бумаге, объяснив, что она это делает на компьютере. В конфликт вмешался папа: "Оля — современный ребенок, ей нужен компьютер!" И тогда бабушка решила навести порядок, ограничив время пребывания Оли перед дисплеем получасом. Ровно через 30 минут она громко требовала немедленно выключить компьютер, а не то: "Я тебя накажу! И папу твоего накажу, чтобы не защищал!" Для психолога в детском саду такая ситуация уже давно стала типичной...

Комментарий психолога . Агрессивное прерывание игры оставляет гораздо более серьезный след в детской психике, чем мы можем думать. С точки зрения ребенка, родитель его не любит и не понимает, если не готов разделить с ним его радость. Мы, к сожалению, привыкли измерять глубину отношений с людьми по тому, насколько они чутки к нам в трудных обстоятельствах — готовы ли они разделить с нами беду? И мы, конечно, знаем про себя, что никогда не оставим в беде своего ребенка.

Но у детей другая логика. Они принимают заботу как норму, а о любви судят по тому, насколько включен родитель в радостную сторону жизни. Идеальный родитель для ребенка-дошкольника — очень веселый и добрый человек, Клоун или Волшебник. С таким можно обо всем поговорить и договориться. Он готов его слушать. Ему он верит.

Строгая бабушка Оли сразу показала себя "злым" персонажем. А кому нравится слушать злюку? Оля протестовала против несправедливости, в каком-то смысле боролась со злыми намерениями. Потому что "наказать ни за что" в представлении ребенка — это, конечно, злодеяние.

Дисциплина и игра вполне совместимы. Но агрессия взрослых только ожесточает ребенка и создает эффект "запретного плода". Поэтому, во-первых, нужно формировать правильные установки еще до начала игры: "Все дети твоего возраста играют по полчаса", "Маленькие играют только с родителями". Во-вторых, у игры на компьютере должны быть альтернативные занятия: "Кроме компьютера, мы можем поиграть в Лего!", "А мне так нравится, как ты играешь на пианино... Так ни один компьютер не сможет!".

Ситуация 2. Компьютеры и потребность в любви

Когда родители развелись, Пете было 6 лет. Развод инициировала мама — сильная и не без амбиций женщина. Как бы извиняясь за причиненные страдания, мама купила ему компьютер, решив про себя: "Я выращу талантливого ребенка, и никто не скажет, что я — плохая мать!".

Петя принял подарок с радостью, тем более что мама сама поощряла игру на компьютере, тем самым как бы подтверждая, что любит сына. Пете тоже было легче играть и ни о чем не думать, чем пребывать в тревожном ожидании худших перемен. В выходные он не виделся с отцом, родители совсем не общались друг с другом, а в будни мама была занята. И компьютер стал чем-то вроде суррогатного родителя.

Женщина спохватилась, когда ребенок пошел в школу. К этому времени он потерял интерес к людям и занятиям в школе, что сказалось на успеваемости, сверстники показались ему скучными... Но Петя уже и не ждал ничего хорошего. Он привык к нехватке любви и научился спасаться, уходя в виртуал.

Комментарий психолога. К кому больше привязан ребенок — к маме или компьютеру? Этот вопрос иногда мучит родителей. Мы ревнуем ребенка к бездушной машине, однако не готовы проводить время с ним. Раньше родитель был источником счастья на фоне довольно однообразной реальности. Теперь родители могут выступать фоном для яркой, бесконечно разнообразной виртуальной реальности.

Эмпирические наблюдения показывают, что если ребенку не хватает теплых отношений в семье, любви, нежности, ласки, риск формирования всякого рода зависимостей, в том числе и компьютерной, существенно возрастает. Удовольствие, которое можно получать легко и просто, — всего лишь суррогат человеческой любви, которую ребенок не знает, как добывать. Дети застревают на этапе более простых операций, если им неизвестны или не по силам более сложные. А компьютер, несмотря на сложное внутреннее устройство, прост, поскольку им легко управлять. Чтобы конкурировать с ним, у родителя должен появиться "дружественный интерфейс".

Почему они предпочитают компьютеры?

  1. Один на один с компьютером ребенок приобретает свободу , которой ему может не хватать в реальной жизни. Снимается родительский контроль; обычные нормы поведения, требующие напряжения, координации, учета интересов других, меняются на правила игры, которыми управляет сам ребенок. Из зависимого исполнителя он превращается в активного игрока. Эта иллюзия управления реальностью — самый сильный мотив компьютерных игр . Особенно для мальчиков, которые стремятся расширить свои возможности, пространство и повысить свой психологический статус. Они получают шанс стать победителями в виртуальном мире.
  2. Игры до известной степени стимулируют воображение , вовлекая детей в новые подвижные, яркие миры. Неизученным, но явно действующим является гипнотический эффект экранных технологий. Подвижные картинки, как и любые движущиеся предметы, могут завораживать, приковывать внимание. Высокая концентрация на игре сродни гипнотическому погружению в сон. Время в таком состоянии летит незаметно, а пространство сужается до рамки экрана.
  3. Манипуляции с компьютером производятся легко . Легкость, с которой совершаются сложные операции, чрезвычайно привлекательна для ребенка, которому все пока дается с трудом. Она очаровывает и некоторых родителей, чье детство прошло без компьютера. Им кажется, что их дети — маленькие гении и наделены особыми способностями. И детей подбадривает чувство превосходства над взрослыми.
  4. Большинство игр построено по принципу сериала : заканчивается одна сессия — начинается другая, еще интереснее. Разработчики игр стараются изо всех сил сделать игру бесконечной, чтобы в нее можно было играть снова и снова.
  5. Персонажи игр исключительно привлекательны . С главным героем, который движется к цели, преодолевая трудности, приятно идентифицироваться, за ним интересно следовать, с ним почти всегда ждет победа.
  6. Компьютерная игра, как всякая азартная игра, сопровождается выработкой гормонов . Игры — это симуляторы не столько миров, сколько определенных ярких переживаний, сильных эмоций. Зависимость от игр — это гормональная зависимость. Если в реальной жизни ребенок не получает сопоставимых по силе эмоций, он предпочтет игру на компьютере.
  7. Компьютерные игры тренируют оперативное внимание и память . Дети любят учиться чему-то новому, а потом демонстрировать свои способности. Им приятно ощущать, как быстро появляются навыки.

Как совместить реальную и виртуальную жизнь ребенка?

  1. Для начала решите: что значит компьютер в вашей семье , в жизни любого человека? Заветный приз? Показатель благосостояния? Окно в мир? Технический помощник? Приспособление, делающее жизнь удобней? Преувеличение значения компьютера взрослыми повышает его значимость в жизни ребенка. Преувеличенные страхи перед компьютером играют ту же роль. Сакрализуя компьютер, мы создаем вокруг него ореол сверхзначимости. Спокойное, почти равнодушное отношение к технике позволяет использовать ее с большим умом, аккуратностью и пользой. А главное, не приведет к такой деформации системы ценностей, при которой обожествляется бездушная железяка с проводами.
  2. Низкая самооценка у ребенка — вот почва для формирования любой нежелательной зависимости. Если приятных стимулов, которые доставляют радость, успокаивают, подбадривают, удивляют, смешат, вдохновляют, в жизни слишком мало, любое удовольствие, в том числе игра на компьютере, может вызвать зависимость. Это значит, что, не только преувеличивая значение компьютера, но и недооценивая себя, своего ребенка, мы толкаем его довольствоваться ролью простого исполнителя чужих программ, в том числе компьютерных. Большего ему и не надо. А низкая самооценка — результат слабой родительской любви.
  3. Компьютер займет особое место в жизни ребенка, если у него нет друзей и других существенных связей с миром . Это настоящая проблема в эпоху индивидуализма и жизни в больших густонаселенных городах. Если у вас есть хоть какая-то возможность создавать условия для совместных игр, пребывания в группе сверстников, не упускайте ее.
  4. Нормативы пребывания ребенка перед экраном примерно таковы. До 3 лет никаких компьютеров и приставок! Хотя бы до 3 лет... Потому что реальности трудно конкурировать с виртуальным миром, в котором отфильтровано все неинтересное и собрано все самое "прикольное". После 3 лет время игры должно быть дозировано и составлять максимум полчаса, лучше в перебивку, по 15 минут. Вы можете завести правило: "Компьютер только по выходным!", "Или компьютер, или телевизор!", "Играем только вместе!". Такие правила — основа культуры использования информационных ресурсов.
  5. Правило "Играем только вместе!" особо важно, поскольку гарантирует включенность взрослого в процесс игры. Но главное, мы учим ребенка манере игры, моделируем отношение к компьютеру. Детям легче справиться с непреодолимым желанием играть еще и еще, если они видят, как останавливаются взрослые. Поставьте рядом часы, объясните, что ограничение времени — это условие игры.
  6. Как ответить на вопрос ребенка, зачем ограничивать время? В 4 года можно рассказать сказку про обезьянку, которая очень любила апельсины, но объелась, и у нее заболел животик. Напомните, что у человечков есть не только голова и руки, которые так нужны для компьютера, но и ножки, спинка, животик. Им тоже хочется поиграть, побегать, попрыгать. Иначе вырастет не человек, а головастик со слабым тельцем. На малышей это производит впечатление! Ставьте в очередь подвижные игры и компьютерные. Дети любят то и другое и спокойно переключаются с одного интересного занятия на другое.

Обсуждение

как все нормально.

24.07.2018 12:26:09, айгуль

Актуальная статья... Детство проходит мимо.
Лучше ограничить время с техникой, несмотря на слезы и ссоры!

Моему младшему сыну два с половиной года, заметив его интерес, я умышленно решил познакомить его с компьютером в этом возрасте и использовать его любопытство для его обучения. Как это получилось можно посмотреть здесь [ссылка-1] и здесь [ссылка-2] старшему брату 9 и он, как и большинство его ровесников увлечен компьютером. Для того чтобы заинтересовать его чем-нибудь более полезным, чем игры и не использовать одни запреты ему было предложено изучить программу видеомонтажа. Фильм который можно посмотреть здесь [ссылка-3] результат его самостоятельной работы. На обучение сложной программе ему потребовалась одна неделя. Фильм далек от совершенства, однако это реальное дело, выполненное самостоятельно. Итог -осознание собственной значимости и повышение самооценки, что так необходимо в его возрасте. Кроме того, желание совершенствоваться в новом направлении

не подпускать

Компьютер и ребенок. Я считают, что лучше всего немного обижать ребенка, но не разрешать, чтобы у него появились проблемы с зрением.

Спасибо за статью. У меня три ребенка. Младшей 6 - почти 7 лет. Зависимости от компа нет. Она вообще не подходит к компьютеру, хотя умеет им пользоваться - играла не раз и фермы поливала когда-то... Она зависима от телевизора, причем не просто от телевизора, а от кабельных западных сериалов - преимущественно подростковых. Телевизор постоянно включает, сама может играть в куклы, офисы и др. ролевые игры, при этом фоном - телевизор. А комп. зависимость в нашем доме во всей своей мощи у двух подростков - у моих сыновей - 12 и 15 лет. Я пробовала и родительский контроль подключать - теперь никому не посоветую, потому что если раньше они хотя бы признавали, что время на компьютере в их возрасте надо ограничивать, то после подключения родительского контроля они решили, что во все остальное время - без родительского контроля - им можно законно играть...(((Контроль отключила - так теперь они весь день напролет и ночами в каникулы, если не отключить модем, играют, сидя на стуле. Сетевые игры, с наушниками, сессиями по 40 минут, сессия за сессией. Я работаю. А когда дома, то или на работу собираюсь, или на хозяйстве. Вывести или выгнать их из дома - в кино, на выставки, встречи с друзьями и т.п., стоит мне больших усилий, не всегда приводит к результату. Сама придумываю совместные мероприятия и в приказном порядке веду туда всех троих, хотя старшему совместные походы уже малоинтересны по возрасту... Летом и в каникулы специально вывожу их из дома в поездки - подальше от домашних компьютеров, так они умудряются в каждом месте найти комп. клубы. Но там легче - стоит денег, поэтому час-полтора, и они опять присоединяются к реальной жизни. А если есть вайфай, то старший предпочтет валяться в номере с телефоном(((((((((((((((((Меня ОЧЕНЬ волнует нахождение моих детей в сети больше 8-часовой рабочей смены ежедневно. Но в беге времени я не нахожу пока средств изменить эту ситуацию. Проблема.

Просто не надо его упускать в этот мир, тогда и доставать оттуда не надо будет.

Комментировать статью "Ребенок и компьютер: как вернуть его в реальный мир? 6 советов"

Время далеко не детское, а вы всё сидите и смотрите в этот монитор, как будто бы там раскрывают все секреты мироздания… Ежедневно садясь за машину, вы забываете о делах и важных встречах, и как правило, это оборачивается для вас не той стороной, которую вы хотели бы видеть. Как быть и как избежать этого? Читаем и запоминаем. Первым делом, вам необходимо составить небольшой список дел на сегодня, не выполнения которых приведёт к неожиданным последствиям (например: у вас дома нету хлеба...

Сегодня молодая мама – это самостоятельная женщина, которая научилась совмещать материнство, работу и образование, а также находить время на встречи с друзьями и при этом поддерживать себя в хорошей форме. На помощь ей приходят новые технологии, которые призваны облегчить жизнь родителей в их ежедневных обязанностях. Чтобы успеть всё за 24 часа и позволить себе отдохнуть или уделить время любимому хобби, нужно обладать навыками планирования. Анна Лобанова, молодая мама и директор департамента...

Объявляем итоги конкурса рисунков! Мы рады Вам сообщить об итогах конкурса детского рисунка на тему «Я и поликлиника моя», который проходил в Детской поликлинике Литфонда с 8 декабря 2015 по 28 февраля 2016 года. Детки рисовали – взрослые подводили итоги. Было невероятно сложно определить победителей, так как каждый детский рисунок по-своему уникален и прекрасен. Творчество детей – это волшебный мир, в котором нет места соревнованию. Вооружившись положением о конкурсе, компетентное...

Музей-театр «Сказкин Дом» приглашает школьников на волшебный интерактивный спектакль «Сказочный мир Андерсена». Снип-снап-снурэ… и вы оказываетесь в мире волшебства, чудесных превращений и отважных героев. Возвращая на место сказочные предметы, ребята повстречаются с крохотной и доброй Дюймовочкой, с навевающим сказочные сны Оле Лукойе, отважным и любящим Оловянным Солдатиком, романтичной Принцессой на горошине и многими другими героями сказок Андерсена. Ребята вместе со сказочником или...

Я в силу рода своей занятости достаточно много времени провожу в общении с женщинами либо реальном, либо виртуальном. Я слышала бесконечное множество историй о не сложившихся отношениях, разрушенных семьях, о подонках мужьях и о стервах любовницах. при этом я никогда ни одну из ситуаций не примеряла на себя, всегда казалось, что эта кара меня минет. Но увы... Когда мой муж ушел от меня, я испытала целую бурю непередаваемых эмоций. Сначала я долго не могла в это поверить, потом я ужасно...

Вчера с супом поругалась из-за коттеджа, потом в смс любовнику глупо пошутила, и он на меня обиделся... :(Извинилась в смс, потом позвонила, взял трубку, сказал, что "шутки у меня дурацкие и так быстро не простит" Я ещё штук 10 смс отправила с извинениями, но без ответа... Ни "спокойной ночи", ни "доброго утра", как обычно, мне не пожелали... А мне сегодня вечером надо доп. оборудование на exist.ru забирать, а завтра утром выкупать авто, который он мне хотел подарить, 50тр аванса уже внёс...

Сколько времени ваш ребенок проводит за компьютером? Как возникает компьютерная зависимость у детей, и как решать проблему? Советы для заботливых родителей.

Компьютер сегодня – лучший друг для ребенка, если раньше дети зимой играли в хоккей, а летом в футбол, то сегодня все заменили компьютерные игры. Ваш трехлетний малыш с легкостью может зарегистрировать дедушку на «одноклассниках» даже, если сам дедушка инженер и знает, что такое техника не понаслышке. В чем же тут дело? Cамый простой ответ: вся загадка в том, что объем головного мозга у ребенка увеличивается, а значит увеличиваются потребности и возможности ребенка. О том, вреден ли компьютер...

Стоит ли переживать, если ребёнок с малых лет сидит за компьютером? Как сделать, чтобы виртуальный мир не заменял реальный? В чём опасность и польза компьютерных игр? На сколько времени в каком возрасте лучше допускать детей за монитор без вреда для их здоровья? Давайте разберёмся вместе с передачей "Детское время" на [ссылка-1] . А в завершение, просим обратить внимание, как «зацикленность» на компьютере можно обернуть на пользу ребёнку: Пусть «умный ящик» станет лишь удобным инструментом...

Поделитесь, пожалуйста, своим опытом, у кого детки возраста 2,8 лет (мы в янв 2011 рождены) уже хорошо разговаривают, т.е. строя предложения и выговаривая шипящие согласные, 2подряд согласные (СЛОН, например), букву Р? И как вам удалось прийти к таким результатам? Или просто хорошая генетика и далось без труда? Моя дочь повторяет простые слова типа ВАГОН, СОВА по просьбе, сама по инициативе - никак. И самое длинное наше предложение пока ДОМ БАБЫ АНИ ТУТ(идем на днях на консультацию к...

Мы прожили с мужем 6 лет в гражданском браке. Сейчас он от меня ушел, потому что узнал о моей связи в период, когда у нас был перерыв в отношениях...

Семейный детский клуб «Дом Волшебников» представляет Мини-сад для детей 3-6 лет Когда наши малыши подрастают и развиваются, с каждым днем мир становится для них все интереснее. Хорошо, если рядом оказывается добрая Фея и ее неутомимые помощники, для которых в мире просто не существует секретов! Вместе с любимыми сказочными персонажами и профессиональными педагогами ваши малыши занимаются всем, чем захотят и обязательно с пользой для своего развития! Чтобы каждое занятие было фантастически...

Я не задумываясь воспользовалась предложенными методиками по возвращению любимого мужчины. Мне нечего было терять, я должна была его вернуть. Когда я только начала выполнять советы и предписания, то мне казалось, что все стоит на месте, нет никакого движения, но это было только начало. Перемены происходили в моей жизни, менялась и я на глазах.. Любимый мужчина в корне поменял свое мнение обо мне, он задумался. Главное было – не испортить все, обрадовавшись, что он захотел вернуться. Как...

Детские раскраски онлайн, конечно не заменят всех тех ощущений, которые испытывает ребёнок, когда раскрашивает настоящие раскраски карандашами, фломастерами или особенно красками. Но в современном мире, наверное уже нет таких семей где нет компьютера, а значит ребёнок всё равно будет постоянно проявлять свой интерес к нему. Поэтому раскраски онлайн, это наверное и есть то с чего нужно начинать при знакомстве ребёнка и компьютера. Это безобидные игры, которые помогут в развитии ребёнку.

Сейчас я очень люблю читать, но когда я полюбила читать - я не помню. Точно не в школе. В школе я была постоянно увлечена чем-то другим. Правда, мне так много, как я своим детям - не читали. Или мне так кажется...Короче я не помню. Я вообще лет до 10 плохо помню детство - только отдельные отрывки. Помню, что в средней школе я убивалась по Шклярскому, Дюма и Верну. Но читать запоем я стала уже после института. Читала все подряд: то что не дочитала в школе - потому что этих знаний реально в...

Читайте в нашем блоге: свежие истории взаимоотношений, интересные рецепты, советы и просто жизненные рассказы.

Как будто оставляем себе запасной выход, но как можно вернуть ребенка после 2,5 лет дома? Многие из нашего окружения и не знают что она не наша. Ну может кто найдет слова поддержки и утешения. А еще лучше реальные советы.

Вместе с вожатыми - студентами 18-25 лет дети познают новое, начинают интересоваться самыми обычными (как, например, футбол, изо, вокал, гитара) или совсем необычными (пои, геокешинг, тестопластика и гончарное дело, китайский язык и фэншуй) видами спорта и творчества. Вожатый как авторитетный взрослый не только своим примером показывает интерес к тому или иному занятию, а также объясняет смысл и полезность каждого предмета, возможность его практического применения в жизни. И самое главное...

Чем же заинтересовать ребенка, чтобы он днями и ночами не играл в компьютерные игры, PSP и мобильник? Почти все современные родители сталкиваются с данной проблемой. В 70-80-е годы не было компьютеров и мобильных телефонов, но и спортивных и творческих секций было не много, да и позволить заниматься в них мог далеко не каждый родительский карман. Однако нам кажется, что мы тогда были совсем другими детьми… более общительными, более открытыми, более самостоятельными и целеустремленными. Мы...

Капитальный апгрейд или покупка мощного игрового компьютера при сегодняшнем рубле сравнима с приобретением подержанного автомобиля.

  • Бюджетная GeForce GTX 1060 + средний Core i5 обойдутся примерно в 40 тысяч рублей.
  • Средняя GeForce GTX 1070 + старший Core i5K или младший Core i7K стоят в районе 60 тысяч рублей.
  • Топовая GeForce GTX 1080 + раскрывающий её старший Core i7K облегчат кошелёк на 80 и более тысяч рублей.

Добавляем мамку, охлаждение, оперативку, SSD, корпус, блок питания, монитор (в случае с GTX 1080 берут 4K-экран, иначе теряется смысл), аксессуары, и цена начальной конфигурации из актуальных комплектующих с хорошим заделом на будущее доходит до 80 тысяч рублей. Середнячок переваливает за 100–120 тысяч. Стоимость топовой игровой сборки даже считать страшно.

Системные требования в играх растут, денег на новые компьютеры или апгрейд у людей нет, и получается вот такая статистика:

  • За последние три года доля соответствующих критериям игровых компьютеров и ноутбуков у населения сократилась с 23 до 5%.
  • 76% геймеров не удовлетворены мощностью своих компьютеров.
  • 48% геймеров лишены возможности вкладывать деньги в апгрейд компьютера, а модернизацию стоимостью более 20 тысяч рублей могут позволить себе лишь 6% поклонников игр.

Что делать? Кредит? Жаба задушит, жена не поймёт. Копить - долго, а играть хочется сейчас. Смириться и играть в то, что тянет текущий комп? Нет. На помощь приходят современные технологии.

Игровой компьютер как сервис

Вы пользуетесь облачными хранилищами, почтой, мессенджерами, соцсетями и так далее. Их работа обеспечивается дата-центрами. Вы отправляете и получаете данные, а обработкой и хранением занимаются удалённые серверы.

Эта статья адресована как молодым родителям, так и подросткам. Автор смотрит, конечно узко, «со своей колокольни», но так уж эта колокольня расположена, что с нее открывается великолепный вид.

В детстве я немало времени провел в компьютерных играх, никакой пользы от этого не получив. И, конечно, согласен со всем негативом, который про них здесь написан. Если бы можно было прожить заново, едва ли бы я вообще к ним притронулся. Но...

Но вот у самого растут трое детей, идут в сад, в школу. Почти у всех сверстников — смартфоны, планшеты без какого-либо контроля со стороны родителей. Что делать мне?
Какой выбрать подход к проблеме?

Понятно какой — запретить. Итак, детям было объявлено что до 18 лет никаких смартфонов. Вырастете — сами купите. Точка. Дети смирились, а куда им деваться. Но...

Правильно ли лишать ребенка опыта общения с компьютером сегодня, когда мир буквально состоит из компьютеров? Останутся ли завтра не связанные с компьютером профессии?

Я не хочу, чтобы мои дети росли дикарями, чтобы у них был страх перед техникой, которому подвержены многие. Неужели нет таких игр, которые бы не вредили, а были полезными? Я не имею в виду всякую «мелкую моторику» и «сообразительность», которую якобы развивают все игры. Речь о серьезном развитии — интеллектуальном, духовном. Кто из родителей не задавал себе этот вопрос?

Все знают: дети тянутся к компьютеру. Они тянутся изначально отнюдь не с азартом прожженного игромана и не для ухода от унылой школьной реальности (о том см. ниже). Маленькие дети это в первую очередь ученые. Они исследуют мир, и все, что видят в нем впервые. В компьютере сосредоточен сплав огромной красоты законов природы и гениальности человеческого разума. Это объективно самая интересная вещь в современном доме.

Объясню немного подробнее. Наши древние предки всегда интересовались окружающим миром. Смотреть на огонь было страшно, но любопытно. Разобравшись в его свойствах, человек произвел настоящую революцию. Многие проблемы были решены и даже свирепые хищники стали бегать не за человеком, а от него. Потом люди заинтересовались свойствами металлов, света, пара, магнита...

В нас заложено глубокое чутье, заставляющее останавливать свое внимание на некоторых свойствах окружающего мира, потому что за ними таится многое и важное. Дети, как и исследователи прошлого, не знают, что наблюдение радуги может привести к созданию лазеров, смешивание веществ — породить взрывчатку и лекарства, а кидание камешков — раскрыть тайны движения планет. Но они, подобно Шерлоку Холмсу, чувствуют тончайшие нюансы сетей причинно-следственных связей, которыми пронизан наш мир. И они не могут не чувствовать, что компьютер — это кусочек еще одной революции, по своей значимости сопоставимой с открытием огня. Они смотрят на компьютер как бы глазами фон Неймана, Глушкова, Винера... Они не знают его возможностей, но, поверьте, примерно ощущают их.

В этом свете использование при детях компьютера для бестолковых игр, соцсетей или видеоматериалов — практически кощунство. И, конечно, заразительное. Кибернетки XX века, грезившие о персональных компьютерах в каждом доме, и даже не мечтавшие о привычных нам технических характеристиках, пришли бы сегодня в отчаяние, видя, насколько опошлена их великая мечта.

Первой игрой, которую я установил на компьютер ребенку, стал Tux, of Math Command .

Авторы игры явно хотели, чтобы не было никакого насилия, и поэтому вместо стрельбы по пингвинам мы стреляем по падающим на них астероидам. То есть, спасаем, защищаем. Гуманизм соблюден. На сам процесс стрельбы даже вопиющим гуманистам покушаться (при мне, во всяком случае) не стоит: стрельба, взрывы и прочее — нормальные мальчишеские дела. Физика и химия иными словами.

Стрельба происходит при нажатии кнопки с ответом на указанный на астероиде пример. Там есть куча заданий самой разной сложности и не только по математике.

Ребенок с увлечением играл и дошел до немалых показателей, однако, было видно, что однообразие этой, пусть и полезной, игры не соответствует потребностям развивающегося детского мозга. И тогда, уже, не помню какими судьбами, я открыл для себя две абсолютно гениальных игры (на самом деле это никакие не игры, а полноценный научный софт, но детям про это знать не обязательно!): Algodoo и The Powder Toy.


Это, образно, говоря «песочницы», моделирующие реальный мир. Там можно собирать свои системы и смотреть, как они работают. Algodoo больше с уклоном в механику и оптику, Powder Toy — в тепловые, химические, электрические и ядерные явления. Соединить и то и другое в одной программе пока не позволяет производительность современных компьютеров.

Algodoo подробнее описана мною .

Powder Toy на русском языке толком не описана, но это и не нужно. Просто скачайте эти бесплатные программы с официальных сайтов и дайте детям самостоятельно изучить все имеющиеся там материалы и виды их взаимодействий. Самому обнаружить, что протоны и электроны соединяются в водород, а водород и кислород под действием пламени превращается в водяной пар — это не дешевая вещь. И там, конечно, есть онлайн-каталоги с десятками или сотнями тысяч поделок других людей со всего мира.

Ньютон, Кеплер, Евклид и многие другие гении прошлого дорого бы отдали за то, чтобы поиграть в такую игру хотя бы полчаса. Например, физикам давно известна «проблема трех тел»: для произвольной системы из двух тел (например Земля и Луна) можно вывести формулы, описывающие орбиты. Для трех тел — нельзя, даже если ты, скажем, Эйлер или Лагранж (они нашли-таки решения лишь для некоторых частных случаев). В Algodoo можно забросить тридцать или, если угодно, триста тел и любоваться их траекториями.

Можно ли сделать устойчивую машину с одним колесом? Как сделать шагающего или прыгающего робота? Ракету с тремя ступенями? Пулемет? Фонтан? А может, прыгающий фонтан-пулемет с тремя ступенями? Затраты труда и денег на проведение самых фантастических экспериментов в такого рода программах ничтожны, а результаты часто имеют реальный физический смысл.

Кто-то спросит, откуда у детей возьмется достаточно идей для воплощения в этих программах? Я вел по ним занятия в кружке, занимался и с собственными детьми и показывал детям знакомых... все оказалось очень просто.. Дети отыгрывают в компьютерах свои наиболее сильные впечатления. Почти у всех (кажется, у всех 100%) детей, первый опыт это... «взорвать человечка»! Что поделаешь, таково содержание информационной лавины, обрушиваемой на детей отовсюду. Сначала меня это пугало. Потом понял закономерность: отыграв сильные впечатления, ребенок переходит к не столь сильным, но более здоровым. Потом уже начинает играть с тонкими оттенками впечатлений. В итоге получилось недурно: посмотрели «Звездные войны» — младший сделал в программе соответствующего вида космические корабли, а старший целую игру (сделал игру, когда сверстники еще играют!) с сюжетом, ландшафтом, активными врагами и тому подобным. Посмотрели «Салют-7»: и вот уже игра про стыковку кораблей. Посмотрели «Ледниковый период» — и вот уже смоделирована белка в горе орехов. Так вдохновившие детей впечатления направляются в творческое русло.

Кроме того, дети — не дураки, а такие же люди, и они имеют тенденцию самостоятельно двигаться от простого к сложному. Итак, взрыв у меня получается, а могу ли я сделать плавное горение? Так, если слишком медленно подается топливо — всё тухнет, если быстро — взрывается... нужен какой-то способ регулировки.... В конце концов дети создают интереснейшие конструкции — модели атомных станций, космических кораблей, заводов...

Как-то однажды я не выдержал и принес в школу показать это чудо тамошним детям. Учитель пытался обратить внимание на какие-то формальные моменты: «Смотрите дети, это мы сейчас занимаемся физическим моделированием! Вот здесь у нас закон Гука!». Нет, это неправда. Это игра, потому что физическое моделирование на самом деле — игра. И это больше не закон Гука, сегодня это закон Пети или Маши, которые открыли их для себя здесь и сейчас.

Уважаемые родители! Забудьте в этот момент всю формальную чушь, которую преподают в школе, и даже ту, что требуют на ЕГЭ. Пусть ребенок научится получать удовольствие от игры с природой. Сначала с нарисованной, потому что она дешевле и безопасней. Главное — это почувствовать вкус науки, опытно-конструкторской работы. Когда у тебя рождается идея, ты что-то создаешь, оно летит-прыгает-ползает не так, ты ищешь причину, решаешь проблему, строишь заново и снова смотришь как оно прыгает, и снова ищешь причину — и так бесконечное число раз.

В школе учат просто: у каждой задачи есть единственный догматически правильный ответ, его надо вызубрить, и с первого раза правильно выдать. Эту дурь потом приходится с большим трудом выбивать из головы. На производстве и в жизни, а тем более в науке совсем не так: есть десятки правильных ответов, и любой из них начинает работать где-то с сотой попытки... Физические «песочницы» готовят детей к реальной жизни, осмыслению, формулированию и творческому решению потока нестандартных задач. Поняв суть творческого процесса, дети неизбежно захотят выйти за тесные рамки виртуального мирка. Нет, не сразу к станкам и инструментам — сначала через Лего, через подручные материалы, постепенно повышая ценность и трудоемкость задач...

Рано или поздно возникает желание выйти из плоского мира в трехмерный. Сейчас появилась игра Golems — трехмерный аналог Algodoo. Здесь можно не только собрать объемные конструкции, но и оригинальным и удобным образом программировать их, оснащать сенсорами и приводами. Это хороший способ знакомства с трехмерным пространством, функциями, сигналами и графиками.

Ваши отзывы

Видеоигры великолепны! Но что будет, если играть в них слишком много? Это может дать как положительные, так и отрицательные результаты. Во всем мире существуют примеры того, как геймеры, которые играли слишком долго, буквально не доживали до титров. Перебор в видеоиграх может быть серьезной проблемой. Как и в случае со всеми приятными вещами в этом мире, всего должно быть в меру. Слишком большое количество чего угодно, от сна до воды, может привести к определенным негативным последствиям.
Но, несмотря на некоторые трагические эффекты, видеоигры не так уж и плохи. Во-первых, они доставляют невероятное удовольствие. Во-вторых, они могут улучшить практически все в вас - от критического мышления до координации движений.
Иногда они могут даже сделать вас умнее. Поэтому необходимо более внимательно разобраться с тем, какое воздействие видеоигры могут оказывать на человека и какой вред для организма они несут.

Вы можете умереть от тромбоза

Длинные игровые сессии не являются чем-то необычным. Но что, если они угрожают вашей жизни? Да, тогда это все же перебор. Состояние, известное как тромбоз глубоких вен, может развиться, если сидеть неподвижно в течение длительного периода времени.
Один британский геймер умер из-за того, что у него образовались сгустки крови, вызванные тромбозом, причиной которого стал его образ жизни - каждый день 12 часов подряд он проводил за компьютерными играми. А новозеландский геймер попал в больницу из-за сгустков крови, образовавшихся в его ногах, после того как он во время отпуска четыре дня просидел за своей консолью.

Ваше сердце может отказать

32-летний мужчина из Гонконга был найден мертвым в компьютерном клубе, где он пробыл трое суток подряд. Мужчина вошел в клуб 6 января 2015 года, начал играть - и был найден мертвым уже 8 января. Причина смерти - сердечная недостаточность, вызванная отсутствием подвижности, пониженной температурой и полным истощением из-за нехватки сна.
Сотрудники клуба сообщили, что этот же мужчина часто оставался в клубе на три-четыре дня, а другие геймеры не обратили особого внимания на происходящее, когда тело незадачливого геймера выносили на улицу.

У вас может развиться «нинтендоит»

Даже если вы делаете перерывы между игровыми сессиями, повторяющееся использовании геймпада часами, днями, неделями, месяцами и годами может оказать свое негативное влияние. Игра обычно требует от геймера повторяющихся однообразных движений большими и другими пальцами, и в 2003 году были подведены результаты исследования, в ходе которого выяснилось, что многие геймеры страдали от повторяющихся растяжений мышц рук (синдром, который получил название «нинтендоит»).

Вы можете навредить своей спине

Исследование, проведенное в 1999 году, изучало боли в спине у школьников, а также их связь с тем, что дети любят делать, - в том числе с просмотром телепередач и играми за компьютером. В отчете было указано, что существует связь между компьютерными играми и болями в спине. Эти боли проявлялись у тех детей, которые сообщали исследователям, что не менее двух часов в день они проводят за компьютером.

Вы можете навредить своим глазам

Вас не должно удивлять, что продолжительное смотрение на экран, будь то телевизор, компьютер, смартфон или планшет, не оказывает положительного влияния на ваши глаза. Существует даже такая болезнь, как синдром компьютерного зрения. Она проявляется у людей, которые проводят по несколько часов в день за экранами компьютеров.

Это может в буквальном смысле повлиять на ваш мозг

Если вы любите играть слишком долго в компьютерные игры, это может начать оказывать воздействие на ваш мозг. Буквально. Исследования показывают, что частые игровые сессии могут менять ваш мозг. Если говорить о конкретных примерах, то маленькие дети, которые в неделю проводили за компьютерными играми более девяти часов, имели увеличенный центр в мозге, отвечающий за вознаграждения, - из-за чего им хотелось играть еще больше.

В наши дни, когда компьютер есть практически в каждой семье и во многих школах, всех родителей очень волнует влияние компьютера на ребенка. Безопасен ли компьютер для растущего организма? Сколько времени ребенку можно сидеть за компьютером, чтобы это не отразилось на его здоровье? Чем обусловлен вред компьютера для детей? Об этом и многом другом вы узнаете из женского интернет- журнал Charla.

На самом деле вред компьютера состоит в том же, в чем и достоинство - в его безграничной увлекательности. Вред компьютера для детей может быть обусловлен только несоблюдением простых правил, которые помогают сохранить здоровье. Поэтому, покупая ребенку компьютер, родители должны четко понимать: теперь им придется следить за тем, сколько ребенок сидит за компьютером, сколько ребенок играет в компьютер. Другими словами, именно родители несут ответственность за то, принесет ли компьютер детям пользу, или, наоборот, вред.

Вред компьютера для детей

Люди, которые работают в офисе и вынуждены весь рабочий день сидеть перед компьютером, не понаслышке знают о том, как от этого страдают глаза: появляется чувство жжения, болят веки, в глаза словно насыпали песок. Поэтому очень важно, чтобы дети не проводили у компьютера много времени. Поскольку дети, увлеченные компьютером, не замечают утомления и усталости глаз, они могут очень сильно их перегрузить. Тем более, если ребенок играет в компьютер , а не занимается какой-то обучающей программой. Компьютерные «игрушки» могут настолько увлечь ребенка, что он может безотрывно просидеть у компьютера целый день. Поэтому, чтобы сохранить своему ребенку хорошее зрение, всегда контролируйте, сколько времени он проводит перед экраном.

Если ребенок сидит за компьютером бесконтрольно, то это чревато развитием гиподинамии. Ведь человеческий организм, а тем более растущий организм, нуждается в движении. Из-за длительного неподвижного состояния ухудшается самочувствие ребенка, происходят сбои в организме. Когда ребенок много играет в компьютерные игры, это сопровождается эмоциональным напряжением, что так же не проходит бесследно. В результате, просидев весь день перед компьютером, ребенок к вечеру приходит в возбужденное и раздраженное состояние, становится агрессивен и неуправляем, а ночью плохо спит. И причина этого в том, что родители пошли на поводу у своего чада и позволили ему играть целый день напролет.

Словом, всё дело в чувстве меры. Вред компьютера для детей обусловлен чрезмерным пребыванием за компьютером. Поэтому задача родителей - контролировать время, которое ребенок сидит за компьютером. Чтобы компьютер не повредил здоровью дошколят, малышу до шести лет не стоит позволять проводить у компьютера больше двадцати минут. Детям в возрасте 8-9 лет можно играть в развивающие игры по тридцать-сорок минут. А с десяти лет можно разрешать сидеть у экрана не более полутора часов. Конечно, родителям иногда хочется отдохнуть от непоседливого ребенка, поэтому они разрешают посидеть ему за компьютером подольше, чтобы он не мешал заниматься домашними делами. Но это не самый лучший вариант: постарайтесь занять свое чадо другим делом.

Поскольку при длительном нахождении перед компьютером происходит большая нагрузка на зрение, рекомендуется настроить яркость и контрастность монитора так, чтобы не происходило зрительного утомления. На «рабочий стол» можно установить какую-нибудь картинку спокойных тонов, например, пейзаж. Также желательно научить ребенка делать специальную гимнастику для глаз.

Влияние компьютера на ребенка младшего школьного возраста

Если вашему ребенку уже исполнилось восемь лет, ему вполне можно купить собственный компьютер. При разумном отношении к компьютеру и вашему контролю того, сколько ребенок сидит за компьютером, его влияние будет благотворным. Так, психологи отмечают, что компьютеры - хорошие помощники школьникам, так как они развивают определенные навыки: внимание, логику, абстрактное мышление. Играя в развивающие компьютерные игры, ребенок самообразовывается, учится принимать самостоятельные решения, развиваются его творческие способности.

Если ребенок сидит за компьютером слишком долго

Если ваш ребенок играет в компьютер часами напролет и его нельзя оторвать от игр, то в этом скорее всего виноваты вы, потому что позволяли своему чаду проводить перед экраном столько времени, сколько ему вздумается. Постарайтесь как-то переключить внимание ребенка, отвлечь его на какое-то другое занятие, запишите его на спортивную секцию, найдите ему хобби. Поговорите со своим ребенком, просто и доступно объяснив ему, почему вредно долго сидеть перед компьютером. Но не нужно рассказывать страшные истории, заставлять, кричать и давить на него - он куда больше оценит вашу искренность и честность.

Не стоит чрезмерно опасаться негативного влияния компьютера на ребенка , ведь при грамотном и разумном подходе пользы от него гораздо больше. Чем раньше он познакомится с техникой, начнет в ней разбираться и что-то понимать, тем более развитым он будет. Ведь в наш век технического прогресса каждый человек так или иначе должен соприкасаться с техникой. Эта умная машина поможет вашему ребенку повысить свой уровень знаний, он станет интересоваться новейшими техническими достижениями, а это, несомненно, пригодится ему в будущем.

Алиса Терентьева

Похожие публикации