Определение расстояний и высот по глобусу. Масштаб

Цели и задачи урока:

Повторить и закрепить знания и умения по определению географических координат;

Определение расстояний между объектами по карте и глобусу;

Определение положения одного объекта относительно другого на карте и глобусе;

Определение расстояний между объектами, расположенными на одной параллели и на одном

меридиане (в градусах и километрах);

Определение высот и глубин географических объектов с помощью шкалы высот и глубин;

Развивающие

Развитие логического мышления;

Расширение кругозора учащихся.

Воспитывающие

Воспитание инициативы, активности;

Умение работы в группе

Межпредметные связи : математика

Ход урока.

1. Организационный момент

Проверка готовности учащихся к уроку;

Проверка посещаемости;

Озвучивание темы урока, целей и задач урока.

2. Актуализация опорных знаний

Блок повторения и закрепления материалов по теме «Географические координаты»

    Градусную сетку на карте и глобусе образуют линии ….. (меридианы и параллели)

    Какую форму имеют меридианы Земли? Полуокружности, дуги.

    Какова их величина? 180*, 20000 км, 1*=111 км

    Через сколько градусов проведены меридианы на карте полушарий и на глобусе? Почему? Можно ли провести их иначе? Через 10*. Т.к. меридианы условные линии, то можно нанести на карту любое их количество.

    Какое направление показывают линии меридиана? Север-юг

    Можно ли провести меридиан в классе? Как определить его направление? Можно. Необходимо знать направление на север.

    Назовите материк и океан, которые пересекают все меридианы. Антарктида. Северный Ледовитый океан.

    Как вы объясните название «параллель»? Линии, параллельные экватору.

    Какую форму имеют параллели? Окружности.

    Какая параллель самая длинная? Экватор.

    Какова длина параллелей в градусах и километрах? 360*. Длина в километрах уменьшается по направлению от экватора к полюсам. Величина градусная не изменяется. Длина экватора 40000 км. 1*=111 км.

    Путешественник двигается по параллели с востока на запад. В какое место он прибудет? В пункт своего отправления.

    Будет ли путешествие от полюса к полюсу короче по 60-му меридиану, чем по 30-му? Нет, т.к. длина меридианов одинакова.

    В каком направлении идет судно из Средиземного моря в Атлантический океан через Гибралтарский пролив? На запад.

    Какой из островов – Новая Гвинея или Мадагаскар – расположен севернее? Новая Гвинея.

    Что же необходимо знать, чтобы правильно определять местоположение объектов на Земле? Координаты точки (объекта): широту и долготу.

    По карте полушарий (работа в группах) определите координаты географических объектов: г. Лондон 51*с.ш.0*д. г. Джомолунгма 29*с.ш.88*в.д. о-в. Пасхи 28*ю.ш.109*з.д.

    По данным координатам найдите географические объекты: 29*ю.ш.138*в.д. – озеро Эйр (Австралия), 39*с.ш.77*з.д. – Вашингтон , 55*ю.ш.68*з.д. – о-в Огненная Земля

3. Изложение нового материала

3.1. Ориентирование глобуса.

Мы научились определять географические координаты по карте и глобусу.

Скажите, пожалуйста, почему ось школьного глобуса наклонена к горизонтальной подставке под углом 66,5*? Потому что земная ось имеет наклон 66,5*.

Сейчас наша задача состоит в том, что мы должны научиться ориентировать глобус. Для этого нам необходимо (стр.62, рис. 67):

Ось глобуса совместить с полуденной линией

(полуденная линия указывает направление на север)

так как мы не можем в данный момент определить полуденную линию, мы воспользуемся компасом и определим направление на север и расположим глобус так, чтобы его ось была направлена на север;

- градусная мера угла наклона оси глобуса к горизонтальной плоскости должна быть равна значению географической широты места

Москва 56*с.ш.

66,5*- 56*=10,5 * - угол наклона основания глобуса к горизонтальной плоскости;

мы сориентировали глобус на широте Москвы;

- ориентированный глобус позволяет изучить условия освещения Земли в разное время года

Создаем модель освещения Земли; обращаем внимание на угол падения солнечных лучей в различное время года (стр.22, рис 20)

3.2. Изображение рельефа на глобусе и на карте.

Рельеф – это все неровности земной поверхности. Приведите примеры различных форм рельефа (горы, овраги, холмы, впадины, возвышенности) .

На плане и топографической карте неровности обозначаются линиями, которые называются ….. (горизонтали ).

На глобусе и карте формы рельефа изображают изогипсами (горизонталями).

Изогипсы – линии, соединяющие точки с одинаковой абсолютной высотой. Изогипсы обозначены коричневым цветом.

Изображение дополняется и послойной окраской.

Как называется шкала, с помощью которой мы можем определить высоту точки? Шкала высот и глубин.

Каким цветом окрашены возвышенные участки суши? Коричневым

Зеленый цвет на карте указывает на наличие лесных массивов или на высоту местности? На высоту местности.

На карте и глобусе показаны абсолютные или относительные высоты объектов? Абсолютные, относительно уровня моря.

Можем ли мы определить глубины различных участков океана? Как мы это определим? Используем шкалу глубин: сравним цвет участка и соответствующий участок шкалы глубин и определим глубину.

Линии, с соединяющие точки с одинаковой глубиной наз. изобаты. Эти линии на карте и глобусе – синего цвета.

3.3. Определение расстояний по глобусу.

1. Точки расположены на одном меридиане . Это значит, что данные точки имеют одинаковую географическую долготу. Как же найти кратчайшее расстояние между этими точками?

На глобусе находим Санкт - Петербург и озеро Танганьика (Африка), эти объекты расположены на меридиане 30* в.д.

2 способ – определяем расстояние в градусах 65*

Вспоминаем, что 1* = 111 км

Определяем расстояние 65 х 111= 7215 км

Сравним полученные разными способами расстояния. Расстояния одинаковы, так это кратчайшие расстояния между объектами.

2. Точки расположены на одной параллели.

Это означает, что точки имеют одинаковую географическую широту.

Определим расстояние от Санкт - Петербурга до Магадана. Эти города расположены на параллели 60*

1 способ – определяем расстояние с помощью гибкой линейки

Используя масштаб, определяем расстояние между объектами;

2 способ – определяем расстояние в градусах 120*

Длина 1* параллели 60* равна 55,8 км

Определяем расстояние 120 х 55,8 = 6696 км

Сравним полученные разными способами расстояния. Расстояния различны. Почему? Расстояние, измеряемое по параллели, не является кратчайшим; приложив гибкую линейку, мы видим, что нет совпадения с параллелью 60*, так как это будет расстояние кратчайшее между объектами.

3. Работа в группах.

Используя гибкую линейку, определите расстояния между Москвой и указанными городами на глобусе и определите в каком направлении от Москвы расположены данные города. Полученные данные внесите в таблицу.

Рио-де-Жанейро

Нью-Йорка

Кейптауна

Работу выполнили учащиеся:

____________________________________

Оценка _________________

4. Подведение итогов.

Сегодня на уроке мы узнали: как ориентируется глобус, как определяются на карте и глобусе высоты и глубины, научились определять расстояния между объектами на глобусе. За работу сегодня оценки получили следующие учащиеся:

«5» _______________ «4» ______________ «3» _______________

_______________ ______________ _______________

5. Домашнее задание: параграф 16, задания № 4,5; энциклопедия для детей изд. «Аванта+» Том 3 «География»

3. Работа в группах.

Координаты

Координаты

29*ю.ш.138*в.д.

г. Джомолунгма

39*с.ш.77*з.д.

о-в Пасхи

55*ю.ш.68*з.д.

Определить расстояние (в км) от Москвы до:

В каком направлении от Москвы расположены города

Рио-де-Жанейро

Нью-Йорка

Кейптауна

____________________________________

Оценка _________________

3. Работа в группах.

1. Используя карту полушарий или глобус, определите координаты заданных точек и по данным координатам определите географические объекты. Полученные результаты запишите в таблице.

Координаты

Координаты

29*ю.ш.138*в.д.

г. Джомолунгма

39*с.ш.77*з.д.

о-в Пасхи

55*ю.ш.68*з.д.

2. Используя гибкую линейку, определите расстояния между Москвой и указанными городами на глобусе и определите в каком направлении от Москвы расположены данные города. Полученные данные внесите в таблицу.

Определить расстояние (в км) от Москвы до:

В каком направлении от Москвы расположены города

Рио-де-Жанейро

Нью-Йорка

Кейптауна

Работу выполнили учащиеся: ____________________________________

____________________________________

Оценка _________________

3. Работа в группах.

1. Используя карту полушарий или глобус, определите координаты заданных точек и по данным координатам определите географические объекты. Полученные результаты запишите в таблице.

Координаты

Координаты

29*ю.ш.138*в.д.

г. Джомолунгма

39*с.ш.77*з.д.

о-в Пасхи

55*ю.ш.68*з.д.

2. Используя гибкую линейку, определите расстояния между Москвой и указанными городами на глобусе и определите в каком направлении от Москвы расположены данные города. Полученные данные внесите в таблицу.

Определить расстояние (в км) от Москвы до:

В каком направлении от Москвы расположены города

Рио-де-Жанейро

Нью-Йорка

Кейптауна

Работу выполнили учащиеся: ____________________________________

____________________________________

Оценка ___________

3. Работа в группах.

1. Используя карту полушарий или глобус, определите координаты заданных точек и по данным координатам определите географические объекты. Полученные результаты запишите в таблице.

Координаты

Координаты

29*ю.ш.138*в.д.

г. Джомолунгма

39*с.ш.77*з.д.

о-в Пасхи

55*ю.ш.68*з.д.

2. Используя гибкую линейку, определите расстояния между Москвой и указанными городами на глобусе и определите в каком направлении от Москвы расположены данные города. Полученные данные внесите в таблицу.

Определить расстояние (в км) от Москвы до:

В каком направлении от Москвы расположены города

Рио-де-Жанейро

Нью-Йорка

Кейптауна

Работу выполнили учащиеся: ____________________________________

____________________________________

Вопросы перед параграфом

1. Почему ось школьного глобуса наклонена к горизонтальной подставке под углом 66,5 градусов?

Глобус Земли является точной моделью планеты. На глобусе изображены все географические объекты. Ось глобуса имеет наклон к его горизонтальной подставке в 66,5 град в связи с тем, что земная ось также имеет наклон на тот же угол. Таким образом, глобус не только дает представление о том, как выглядит планета, но и дает представление о ее расположении в целом в космическом пространстве.

2. Как ориентирована земная ось? На какую звезду она направлена?

Земная ось наклонена по отношению к прямой линии. То, что ось Земли не строго вертикальна, имеет очень большое значение для планеты. Достоверно известно, что своим северным полюсом наша планета направлена на Полярную звезду. Именно поэтому по ней люди и определяют северное направление в ночное время суток.

3. Какие способы применяют картографы для изображения рельефа земной поверхности на глобусе и картах?

На глобусе формы рельефа изображают изогипсами. Если горизонтали проводятся через равное расстояние, то изогипсы в соответствии со шкалой: 200, 500, 1000,1500, 2000, 3000 и далее через 1000 м. изображения рельефа дополняется послойной окраской. Характеризовать рельеф суши и морского дна на глобусе помогает шкала высот и глубин. Шкала разделена на ступени высот и глубин. По шкале высот и глубин можно более точно определить высоту или глубину в метрах. Возвышенные участки суши окрашивают коричневым цветом. Насыщенность красок с увеличением высоты. В отличии от топографических карт, зеленый цвет на глобусе используют для показа равнин, а не растительного покрова.

Подводный рельеф и глубины различных участков океанов и морей обозначают на глобусе изобатами. Изобаты – это линии, соединяющие точки дна с одинаковой глубиной. Для послойной окраски глубин используются различные оттенки синего цвета: чем глубже, тем темнее.

Вопросы и задания

1. По глобусу определите, какой ступени шкалы высот соответствует рельеф вашей местности.

Шкала высот представляет собой шкалу различных цветовых гамм. Так называемая высотная ступень имеет свой цвет. Как правило низменные участки имеют зеленый цвет (0 - 200м). Ступени выше (200м и выше) красят в желтый, затем в коричневый. Чем выше точка, тем темнее цвета. Бывает и наоборот. Горы - светло желтые, а морские впадины - темно синие. Обычно шкалу высот применяют на географических картах, а также гипсометрических и физических. На полях карты помещают шкалу высот.

Рельеф Южного Урала отличается большим разнообразием. Он формировался на протяжении миллионов лет. В пределах Челябинской области имеются различные формы рельефа - от низменностей и холмистых равнин до хребтов, вершины которых превышают 1000 м.

Западно-Сибирская низменность ограничена с запада горизонталью (отметка 190 м над уровнем моря), что проходит через села Багаряк, Кунашак и далее через Челябинск - на юг. Низменность слабо наклонена на северо-восток, понижаясь до 130 м у восточной границы области.

2. Используя гибкую линейку, определите расстояние от вашего населенного пункта до крупнейших городов мира, например Мехико, Нью-Йорка, Токио, Рио-де-Жанейро.

Расстояние от Челябинска до Рио-де Жанейро - 13000; Мехико – 11500; Нью-Йорк – 8500; Токио – 6100 километров.

3. Определите протяженность территории России с запада на восток вдоль Северного полярного круга.

Известно, что длина одного градуса равна 44,5 км и Полярный круг пересекает границы России примерно на долготе 29гр. на западе и 171гр. на востоке (180 - 29) + 9 = 160гр, 160 *44,5км=7120 км.

Кратчайшее расстояние от западной границы с США в Беринговом проливе.

Западная точка на границе с Финляндией имеет координаты-67*с. ш. и 32 * в. д.. Расстояние до Гринвичского меридиана =180*-32*=148*,да еще прибавить 11* до 169* з. д, до границы с Америкой и получим всего расстояние в градусах=148+11=159 *. Каждый градус на 67 параллели=52 км, значит самое краткое расстояние по 67 параллели будет 52км*161*=8372 км. (примерное значение)

4. Определите протяженность территории России с севера на юг вдоль меридиана 45 градусов в.д.

Чтобы найти протяженность России с севера на юг, смотрим координаты севера и юга по 45 * меридиану. Северная точка лежит на 68* с.ш,а на юге на 40*с.ш. Находим разность 68*-40*=28*, 111,1*28= 3110 км

Составлен в соотвествии ФГОС ООО по учебнику А.А. Летягина издательства "Вентана-Граф", в урок включены практические задания работы по карте и глобусу с пояснениями и решениями более сложных географических задач

Просмотр содержимого документа
«дом_зад_измерение_расстояний_на_карте»

1 вариант

1) Какому направлению соответствует направление А - В на фрагменте карты России? (подчеркните)

а) Север

б) С-В

в) С-З

г) восток

2) Какая стрелка на фрагменте карты мира соответствует направлению на север?

ответ________________

3)Работа по карте. Что севернее: вулкан Котопахи или вулкан Аконкагуа? (подчеркните)

4) Работа по карте. Какова высота в районе города Парижа?_________

5)Определите длину Австралии по меридиану 130 в.д.

Домашнее задание. Г- 6 класс. Измерение расстояний по глобусу и карте

2 вариант

1) Какому направлению соответствует направление А - В на фрагменте карты Се6врной Америки? (подчеркните)

а) север

б) С-В

в) С-З

г) восток

2) Какая стрелка на фрагменте карты России соответствует направлению на запад?

ответ________

3)Работа по карте. Что южнее: горы Альпы или горы Атлас (подчеркните)

4) Работа по карте. Какова высота в районе города Дели?______________

5) Определите длину Южной Америки по меридиану 50 з.д.

Решение___________________________________ Ответ________

Просмотр содержимого презентации
«опред_высот_глубин_по_глобусу»




  • Познакомиться с понятиями …
  • Научиться …….

  • Определим протяженность Уральских гор:
  • Длина 1 градуса= 111,13 км
  • 1) Определим протяженность части Уральских гор вдоль меридиана 60 в.д. между горой Магнитная(53,5 с.ш.) и горой Народная (65 с.ш.)
  • 2)Найти разницу между параллелями
  • 3)Найти длину дуги меридиана


  • Длина 1 градуса меридиана= 111,13 км
  • Северная оконечность материка Африка = 30 с.ш., а южная оконечность -35 ю.ш.
  • Находим разницу = 30 +35 = 65 градусов
  • Теперь находим протяженность: 65 умножить на 111,13 (длина градуса меридиана) =7223,45 км

  • Определить расстояние в градусах и километрах между двумя вулканами Камерун и Этна
  • Камерун 9 в.д.
  • Этна 14 в.д.
  • 14-9=5 градусов
  • 5 х 111(длина дуги мередиана)=555 км
  • Можно по карте линейкой!

  • Определить протяженность Африки по Северному тропику
  • Длина 1 градуса тропика =101,7 км
  • Находим меридианы, по которым начинается и заканчивается территория Африки по параллели тропика (23,5 с.ш.)
  • Затем находим протяженность Африки по Северному тропику.


  • В каком заливе – Гудзоновым или Мексиканском- объем воды больше?
  • Какое море имеет больший объем воды- Карское или Охотское?
  • Какой залив глубже – Бенгальский или Большой Австралийский залив?
  • Какова наибольшая глубина Атлантического океана?
  • Какова высота земной поверхности в районе г. Бразилиа, средняя высота г. Атлас?




  • Что южнее: Гималаи или Тянь-Шань?
  • Что севернее: Мексиканский залив или Гудзонов?
  • Что восточнее: вулкан Камерун или вулкан Килиманджаро?
  • Что западнее: город Париж или Москва?


  • П.16,прочитать знать длину дуги меридиана и параллелей, изобаты, изогипсы.
  • выучить номенклатуру по теме «Литосфера»

Цель урока: Формирование навыка определения расстояний и географических координат по глобусу с помощью гибкой и широтной линеек, усвоение алгоритма действий при определении географических координат объекта и определении объекта по заданным координатам.

  • образовательные:
создать условия для успешного усвоения учащимися знаний системе географических координат, градусной сети, параллелях и меридианах, географической широте и географической долготе.
  • развивающие:
  • совершенствовать умения школьников определять расстояния и географические координаты объектов на глобусе, планировать свою деятельность по выполнению поставленных практических задач, составлять алгоритм своей деятельности, оценивать себя и других.
  • воспитательные:
  • содействовать формированию коммуникативных навыков (умения работать в группах, слушать других).

    Тип урока: урок решения частных задач.

    Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

    Необходимое техническое оборудование : ПК, мультимедийный проектор, экран, глобусы, гибкие линейки и широтные линейки (изготовлены из плотной бумаги самими учащимися), учебники, листы самооценки, взаимной оценки..

    Структура и ход урока

    Этап урока Название используемых ресурсов Деятельность учителя (с указанием действий С ЭОР, например, демонстрация) Деятельность ученика Время (в мин.)
    1 2 3 5 6 7

    Мотивационно-ориентированный компонент

    1 Организационный этап. Обеспечивает комфортную психологическую обстановку и настраивает на продуктивную работу. Настраиваются на работу.
    2 – Актуализация опорных знаний, анализ условий, еобходимых для отработки навыков определения расстояний и координат на глобусе.

    – Самооценка в листе самооценки.

    ОМС из ФЦИОР “Глобус и географические координаты”.

    Учитель в беседе с учащимися выясняет, чем они занимались на предыдущем уроке. Проверяет их, включая ОМС с голосом диктора. – Учащиеся вспоминают определения градусной сетки, координат, параллелей и миридианов, широты и долготы, показывают их на глобусе.

    – Выставляют себе оценку в листе самооценки.

    5–7
    3 Этап определения темы и совместной цели урока. 1. Учитель, в беседе с учащимися подводит их к мысли о том, что необходимо предлагает сформулировать тему и цель урока;

    2. Уточняет формулировки темы и цели урока, высказанные учениками.

    1. Предполагается, что учащиеся назовут тему урока – определение расстояний и географических координат, цель – отработка навыков определения расстояний и координат по глобусу.

    Операционно-исполнительный компонент

    Отработка навыков определения расстояний и координат по глобусу. Глобусы, гибкая линейка, широтная линейка. Организует работу учащихся группах. 1. Работают в группах по полученным заданиям. 15–20

    Рефлексивно-оценочный компонент

    5 Подведение итогов, рефлексия. Листы взаимооценки и самооценки. Предлагает учащимся сделать выводы об успешности своей деятельности на уроке. Делают выводы о том, что удалось, что не удалось. 5–7
    7 Подача домашнего задания. Объявляет домашнее задание с учётом затруднений учащихся. Записывают домашнее задание с учётом личных затруднений,задают вопросы.

    Группа № 1.

    1. Гибкой линейкой измерьте расстояние между Москвой и Владивостоком. С помощью масштаба глобуса определите реальное расстояние между этими городами. Запишите результаты в таблицу.

    3. Определите географические координаты г. Москва.

    4. Какой объект находится в точке с координатами 33°юш. 151°в.д.?

    Примечание.

    Листе взаимооценки

    Листе самооценки

    Группа № 2.

    1. Гибкой линейкой измерьте расстояние между Москвой и Читой. С помощью масштаба глобуса определите реальное расстояние между этими городами. Запишите результаты в таблицу.

    3. Определите географические координаты г. Чита.

    4. Какой объект находится в точке с координатами 48° с.ш. 3° в.д.?

    5.* Составьте задачу на определение объекта по заданным координатам. Пропишите алгоритм действий.

    Примечание.

    1. 1–4 задания могут выполняться сообща.

    2. Задание 5* выполняется индивидуально по желанию на отдельном листочке.

    3. Совместная работа оценивается в Листе взаимооценки – каждый участник группы проставляет всем другим участникам оценку за совместную работу.

    4. После выполнения и проверки всех заданий каждый участник группы оценивает свою работу в Листе самооценки.

    Группа № 3.

    1. Гибкой линейкой измерьте расстояние между городами Чита и Владивосток. С помощью масштаба глобуса определите реальное расстояние между этими городами. Запишите результаты в таблицу.

    2. По широтной линейке прочитайте значение географической широты ближайшей к Северному полюсу параллели, обозначенной пунктирной линией. Как она называется? В каком направлении от Северного полюса находится? Полученные данные запишите в таблицу.

    3. Определите географические координаты г. Владивосток.

    4. Какой объект находится в точке с координатами 35°ю.ш. 149° в.д.?

    5.* Составьте задачу на определение объекта по заданным координатам. Пропишите алгоритм действий.

    Примечание.

    1. 1–4 задания могут выполняться сообща.

    2. Задание 5* выполняется индивидуально по желанию на отдельном листочке.

    3. Совместная работа оценивается в Листе взаимооценки – каждый участник группы проставляет всем другим участникам оценку за совместную работу.

    4. После выполнения и проверки всех заданий каждый участник группы оценивает свою работу в Листе самооценки . Если при выполнении заданий были затруднения, оценка снижается.

    Группа № 4.

    1. Гибкой линейкой измерьте расстояние между городами Чита и Якутск. С помощью масштаба глобуса определите реальное расстояние между этими городами. Запишите результаты в таблицу.

    2. По широтной линейке прочитайте значение географической широты ближайшей к Южному полюсу параллели, обозначенной пунктирной линией. Как она называется? В каком направлении от Южного полюса находится? Полученные данные запишите в таблицу.

    3. Определите географические координаты г. Якутск.

    4. Какой объект находится в точке с координатами 41° с.ш. 74° з.д.?

    5.* Составьте задачу на определение объекта по заданным координатам. Пропишите алгоритм действий.

    Примечание.

    1. 1–4 задания могут выполняться сообща.

    2. Задание 5* выполняется индивидуально по желанию на отдельном листочке.

    3. Совместная работа оценивается в Листе взаимооценки – каждый участник группы проставляет всем другим участникам оценку за совместную работу.

    4. После выполнения и проверки всех заданий каждый участник группы оценивает свою работу в Листе самооценки. Если при выполнении заданий были затруднения, оценка снижается.

    Группа № 5.

    1. Гибкой линейкой измерьте расстояние между городами Якутск и Москва. С помощью масштаба глобуса определите реальное расстояние между этими городами. Запишите результаты в таблицу.

    2. По широтной линейке прочитайте значение географической широты ближайшей к экватору параллели, обозначенной пунктирной линией и находящейся к северу от экватора. Как она называется? Полученные данные запишите в таблицу.

    3. Определите географические координаты г. Рио-де-Жанейро.

    4. Какой объект находится в точке с координатами 54° с.ш. 83° в.д.?

    5.* Составьте задачу на определение объекта по заданным координатам. Пропишите алгоритм действий.

    Примечание.

    1. 1–4 задания могут выполняться сообща.

    2. Задание 5* выполняется индивидуально по желанию на отдельном листочке.

    3. Совместная работа оценивается в Листе взаимооценки – каждый участник группы проставляет всем другим участникам оценку за совместную работу.

    4. После выполнения и проверки всех заданий каждый участник группы оценивает свою работу в Листе самооценки. Если при выполнении заданий были затруднения, оценка снижается.

    Группа № 6.

    1. Гибкой линейкой измерьте расстояние между Москвой и Лондоном. С помощью масштаба глобуса определите реальное расстояние между этими городами. Запишите результаты в таблицу.

    2. По широтной линейке прочитайте значение географической широты ближайшей к экватору параллели, обозначенной пунктирной линией и находящейся к югу от экватора. Как она называется? Полученные данные запишите в таблицу.

    3. Определите географические координаты г. Лондон.

    4. Какой объект находится в точке с координатами 30° с.ш. 32° в.д.?

    5.* Составьте задачу на определение объекта по заданным координатам. Пропишите алгоритм действий.

    Примечание.

    1. 1–4 задания могут выполняться сообща.

    2. Задание 5* выполняется индивидуально по желанию на отдельном листочке.

    3. Совместная работа оценивается в Листе взаимооценки – каждый участник группы проставляет всем другим участникам оценку за совместную работу.

    4. После выполнения и проверки всех заданий каждый участник группы оценивает свою работу в Листе самооценки . Если при выполнении заданий были затруднения, оценка снижается.

    Практическая работа №1

    Определение расстояний на глобусе с помощью масштаба.

    Цель: Закрепить на практике знания по теме «Масштаб», научить определять масштабы различных карт, различать виды масштабов, развивать навыки работы с картами и глобусом; уметь определять расстояния по глобусу.

    Оборудование: курвиметр, глобус, атлас, тетрадь, полоска бумаги, линейка, карандаш.

    ХОД РАБОТЫ

    Задание 1. Переведите численный масштаб карты в именованный:

    а) 1: 200 000
    б) 1: 10 000 000
    в) 1: 25 000

    Правило для учащихся. Для более легкого перевода численного масштаба в именованный нужно посчитать, на сколько нулей кончается число в знаменателе. Например, в масштабе 1: 500 000 в знаменателе после цифры 5 находится пять нулей.
    Если после цифры в знаменателе пятьи более нулей, то, закрыв (пальцем, авторучкой или просто зачеркнув) пять нулей, получим число километров на местности, соответствующее 1 сантиметру на карте. Пример для масштаба 1: 500 000. В знаменателе после цифры - пятьнулей, закрыв их, получим для именованного масштаба: в 1 см на карте 5 километров на местности.
    Если после цифры в знаменателе менее пяти нулей, то, закрыв два нуля, получим число метров на местности, соответствующее 1 сантиметру на карте. Если, например, в знаменателе масштаба 1: 10 000 закроем два нуля, получим: в 1 см - 100 м.
    Ответ: а) в 1 см - 2 км; б) в 1 см - 100 км; в) в 1 см - 250 м.

    Задание 2. Переведите именованный масштаб в численный:

    а) в 1 см - 500 м

    б) в 1 см - 10 км

    в) в 1 см - 250 км

    Правило для учащихся. Для более легкого перевода именованного масштаба в численный нужно перевести расстояние на местности, указанное в именованном масштабе, в сантиметры. Если расстояние на местности выражено в метрах, чтобы получить знаменатель численного масштаба, нужно приписать два нуля, если в километрах, то пять нулей.
    Например, для именованного масштаба в 1 см - 100 м расстояние на местности выражено в метрах, поэтому для численного масштаба приписываем два нуля и получаем: 1: 10 000. Для масштаба в 1 см - 5 км приписываем к пятерке пять нулей и получаем: 1: 500 000.
    Ответы: а) 1: 50 000; б) 1: 1 000 000; в) 1: 25 000 000.

    Задание 3. Определите расстояние между пунктами по физической карте России в атласе 6-го класса:

    а) Москва и Мурманск
    б) гора Народная (Уральские горы) и гора Белуха (горы Алтай)
    в) мыс Дежнева (Чукотский полуостров) и мыс Лопатка (полуостров Камчатка)

    Правило для учащихся. При определении расстояния по карте между пунктами следует:
    1. Измерить при помощи линейки расстояние в сантиметрах между пунктами. Например, расстояние между городами Москва и Астрахань на карте составляет 6,5 см.
    2. Узнать по именованному масштабу, сколько километров (метров) на местности соответствует 1 см на карте.
    (На физической карте России в географическом атласе 6-го класса 1 см на карте соответствует 200 км на местности.)
    3. Измеренное линейкой расстояние между пунктами умножить на количество километров (метров) на местности для данного масштаба.

    6,5 x 200 = 1300 км.

    Ответы: а) 1460 км; б) 2240 км; в) 2500 км .

    Задание 4. Измерьте протяженность рек по физической карте России в атласе 6-го класса:

    а) Ока;
    б) река Урал;
    в) Кама.

    Измерения извилистых линий на карте (в данном случае рек) проводятся при помощи курвиметра либо нитки.
    Как измерить длину реки при помощи нитки (правило для учащихся) .
    1. Нитку нужно смочить, иначе уложить ее на бумагу трудно.
    2. Приложить нитку к кривой линии (к реке - от истока до устья) так, чтобы она повторяла все изгибы реки.
    3. Отметить на нитке (пальцами или пинцетами) точки истока и устья (можно аккуратно обрезать нитку ножницами по этим точкам).
    4. Распрямить нитку, замеченный (или отрезанный) участок нитки приложить к линейке и измерить, сколько в нем сантиметров. Результат измерения умножить на количество километров на местности для данного масштаба. (Можно приложить нитку к линейному масштабу на карте и сразу прочитать длину реки.)
    Ответы: а) примерно 920 км; б) примерно 1300 км; в) примерно 1200 км.
    Обратите внимание. Точность измерений криволинейных участков невелика, поэтому ответы школьников могут несколько расходиться с ответами товарищей. Наверняка, результаты измерения ниткой по мелкомасштабной карте будут СИЛЬНО расходиться с теми длинами рек, что указаны в учебниках и справочниках. Настоящая длина Оки - 1500 км, Урала - 2400 км, Камы - 1800 км. Нужно непременно назвать ученикам эти цифры, чтобы в памяти не закрепились «топорные» цифры самостоятельного измерения (а они имеют большие шансы закрепиться именно потому, что получены самостоятельно). Нужно объяснить также, откуда берется такое расхождение: множество средних и малых поворотов, излучин реки мелкомасштабная карта не может отразить, все они «спрямлены». Это объяснение придется как нельзя кстати в теме «Масштаб»: оно облегчит понимание различий карт разного масштаба.

    Уже давно существует специальный несложный прибор, предназначенный как раз для проведения измерений на карте как прямых, так и извилистых отрезков под названием курвиметр. Курвиметр (от лат. curvus - кривой и...метр), прибор для измерения длин отрезков кривых и извилистых линий на топографических планах, картах и графических документах. При использовании курвиметра вы с наименьшими затратами сможете измерить необходимый вам извилистый отрезок маршрута и с наибольшей точностью.

    Интересное

    История про карту в масштабе 1: 1

    Жил-был Капризный Король. Однажды он объехал своё королевство и увидел, как велика и прекрасна его земля. Он увидел извилистые реки, огромные озёра, высокие горы и чудесные города. Он возгордился своими владениями и захотел, чтобы весь мир узнал о них. И вот, Капризный Король приказал картографам создать карту королевства. Картографы трудились целый год и, наконец, преподнесли Королю замечательную карту, на которой были обозначены все горные гряды, крупные города и большие озёра и реки.
    Однако Капризный Король остался недоволен. Он хотел видеть на карте не только очертания горных цепей, но и изображение каждой горной вершины. Не только крупные города, но и мелкие, и селения. Он хотел видеть небольшие речки, впадающие в реки.
    Картографы вновь принялись за работу, трудились много лет и нарисовали другую карту, размером в два раза больше предыдущей. Но теперь Король пожелал, чтобы на карте были видны перевалы между горными вершинами, маленькие озерца в лесах, ручейки, крестьянские домики на окраине селений. Картографы рисовали все новые и новые карты.
    Капризный Король умер, так и не дождавшись окончания работы. Наследники один за другим вступали на трон и умирали в свою очередь, а карта все составлялась и составлялась. Каждый король нанимал новых картографов для составления карты королевства, но всякий раз оставался недоволен плодами труда, находя карту недостаточно подробной.
    Наконец картографы нарисовали Невероятную карту. Карта изображала всё королевство в мельчайших подробностях - и была точно такого же размера, как само королевство. Теперь уже никто не мог найти различия между картой и королевством.
    Где же собирались хранить Капризные Короли свою замечательную карту? Ларца для такой карты не хватит. Понадобится огромное помещение вроде ангара, и в нем карта будет лежать во много слоев. Только нужна ли такая карта? Ведь карта в натуральную величину может быть с успехом заменена самой местностью.

    Зависимость детальности карт от масштаба

    Если вам доводилось летать на самолётах, то вы наверняка помните, как в начале полёта, когда самолёт только отрывается от земли, под ним проплывают очертания аэропорта, домов, скверов. Но чем выше поднимается он в воздух, тем меньше подробностей видно в иллюминатор, но зато шире становится пространство, открывающееся взгляду. Так же изменяется детальность карт при уменьшении масштаба.
    На крупномасштабных картах, где в 1 см площади умещается не больше 500 м земного пространства, небольшая территория изображена очень подробно.
    На мелкомасштабных картах, где в 1 см укладывается до нескольких тысяч километров, показаны огромные площади Земли, но с небольшим количеством подробностей. Необходимы и те и другие карты, в зависимости от их назначения.
    Если вам интересно, над какими странами вы пролетите, отправляясь из Москвы в Мельбурн, надо открыть мелкомасштабную карту, а отправляясь в лес по грибы или с друзьями в поход, надо взять с собой крупномасштабную карту, чтобы не заблудиться.

    Домашние задания для желающих

    Определи масштабы карт своей местности

    Найди карты, изображающие местность, в которой ты живешь. Если дома таких карт не оказалось, обратись за помощью к знакомым и друзьям, учителю географии, библиотекарю или продавцу книжного магазина.
    Выпиши масштабы карт, изображающих твою местность. Какой масштаб крупнее, какой мельче?
    Сравни карты разных масштабов и выясни, на картах каких масштабов изображена большая по площади территория, на каких - меньшая.
    Определи, на картах каких масштабов местность изображена более детально, на каких - менее детально.
    Сделай вывод о том, как зависит площадь изображаемой территории и ее детальность от масштаба карты.

    Определи свое местоположение на карте

    По карте своей области (края, республики...) определи расстояние от своего населенного пункта до областного (краевого, республиканского) центра, если вы живете не в нем, или до какого-либо другого населенного пункта, если вы находитесь в центре области (края, республики).


    Похожие публикации