Изучение местности. Общие сведения о местности, ориентирование и измерения на ней

Успешное ведение боевых действий невозможно без всестороннего изучения и оценки обстановки, одним из элементов которой является местность.

Условия местности подсказывают командиру, как надо действовать в каждом конкретном случае. Они в некоторой степени могут дополнить недостаточную разведывательную информацию, поскольку противник также будет использовать местность в своих интересах. И если командир внимательно изучит местность, оценит ее достоинства и недостатки, то на ней, как на схеме, будут вырисовываться контуры будущего решения. Условия местности влияют на замысел боя, особенно на выбор маневра и направления наступления (контратаки), построение боевого порядка и применение огневых средств.

При высокоманевренном характере боевых действий влияние местности на применение войск возрастает, так как войска имеют крайне ограниченное время для сооружения переправ, проходов и другого оборудования местности. В то же время в значительной мере усложняется оценка местности, так как приходится изучать местность обширных районов в исключительно короткий срок. Часто в движении местность изучается непосредственным осмотром и по графическим и текстовым документам (картам, аэроснимкам, специальным картам, описаниям и данным разведки).

Непосредственный осмотр местности производится при проведении рекогносцировки, разведки и при различных выездах в поле. В процессе осмотра создается достаточно полное и реальное представление о местности по ее состоянию на данный момент. Но на выезд в район боевых действий требуется обычно много времени, да и местность может быть занята противником. Поэтому способ изучения местности непосредственным осмотром (обследованием) является в современных условиях вспомогательным.

В настоящее время и, очевидно, на ближайшее будущее основной способ изучения местности – изучение по топографическим картам, так как по ним можно изучить местность большого района в короткий срок и с достаточной полнотой. Успех изучения местности во многом зависит от выбора масштаба топографической карты. Чем крупнее масштаб карты, тем с большей подробностью можно изучить местность, однако и времени на это потребуется больше. В целях максимального сокращения времени целесообразно предпочтение отдавать карте более мелкого масштаба, но такой, на которой местность характеризуется с полной достаточностью для принятия обоснованного решения.

Изучение местности, как правило, начинают с определения общего характера местности в полосе (районе) боевых действий. При этом устанавливаются:

тип местности по характеру рельефа и почвенно-растительному покрову, по степени пересеченности оврагами, балками, реками, озерами и другими естественными препятствиями, а также по условиям наблюдения и маскировки, степень ее доступности для войск по участкам (рубежам) и направлениям;

элементы местности, которые будут оказывать решающее влияние на выполнение боевой задачи, на что следует обратить внимание при детальном изучении;

общая характеристика защитных и маскирующих свойств местности, участки, удобные для использования в качестве исходных районов, условия скрытого выдвижения;

общая характеристика наиболее важных рубежей, которые могут быть использованы для оказания сопротивления, наиболее доступных и труднодоступных участков или направлений для выдвижения;

основные свойства водной преграды, наличие бродов, мостов, перевозов и гидротехнических сооружений;

условия ориентирования, наблюдения и проходимости, плотность дорожной сети;

наличие на местности объектов, по которым могут быть нанесены ядерные удары противником;

участки или объекты местности, которые следует изучать по дополнительным материалам.

Затем изучают с необходимой полнотой и детальностью элементы местности и оценивают их тактические свойства (рис. 35).

МЕСТНОСТЬ,КАК ЭЛЕМЕНТ БОЕВОЙ ОБСТАНОВКИ

Задачи военной топографии

Военная топография (ВТ) – (от латинского topos – местность, grapho – пишу) специальная военная дисциплина, изучающая способы и средства оценки местности, ориентирования на ней и производства полевых измерений для обеспечения боевой деятельности войск, правила ведения рабочих карт командиров и разработки боевых документов.

Военная топография тесно связана с тактической, огневой, инженерной, специальной подготовкой, в комплексе с которыми изучаются многие ее вопросы: ориентирование, разведка и оценка местности, использование топографических карт, геодезических данных и фотодокументов для управления войсками, эффективного применения оружия и боевой техники.

Все офицеры в современных условиях обязаны уметь:

Пользоваться топографическими картами; быстро изучать и оценивать по карте местность на больших площадях с целью наиболее эффективного применения оружия и боевой техники; полного использования защитных свойств местности, всестороннего учёта условий проходимости и маскировки; точно определять по карте координаты выявленных целей и другие измерительные и расчётные данные, необходимые при организации боевых действий, целеуказания и управления войсками;

Уверенно ориентироваться на незнакомой местности, особенно ночью, в ус­ловиях ограниченной видимости и в движении на больших маршевых скоростях;

Своевременно и полно осуществлять мероприятия, обеспечивающие вой­скам надёжность и правильность ориентирования и целеуказания на поле боя.

Местность и ее значение в бою.

Местность – часть земной поверхности со всеми ее элементами, на которой предстоит выполнять боевую задачу.

К основным элементам местности относятся: рельеф, населенные пункты, дорожная сеть, гидрография, растительный покров и грунты. Местность – один из элементов боевой обстановки.

Совокупность неровностей земной поверхности называется рельефом местности.

Все остальные, расположенные на ней объекты, как природного происхождения (леса, реки, болота и др.), так и созданные человеком(населенные пункты, отдельные постройки, заводы, каналы, сады и т. п.) – местными предметами.



Все эти объекты местности - рельеф и местные предметы - принято называть топографическими элементами .

Основные группы топографических элементов:

Почвенно-грунтовый и растительный покров;

Гидрография;

Населенные пункты;

Дорожная сеть;

Промышленные, сельскохозяйственные и социально-культурные объекты;

Особую группу составляют объекты инженерного оборудования местности, создаваемые войсками при подготовке и в ходе боевых действий.

Порядок изучения местности.

Вначале выявляют и изучают общий характер местности в районе действий. Затем в соответствии с выполняемой задачей изучают с необходимой полнотой и детальностью элементы местности и оценивают их тактические свойства.

Общий характер местности изучают:

а) по характеру рельефа;

б) по степени пересеченности препятствиями;

в) по условиям наблюдения и маскировки;

г) по характеру растительного покрова и грунтов;

д) по густоте дорожной сети и населенных пунктов.

Рельеф относится к самым существенным показателям свойств местности и является повсеместно наиболее устойчивым топографическим элементом, почти не изменяющимся даже под воздействием ядерных взрывов.

По возвышению над уровнем моря и степени расчлененности земной поверхности различают два основных типа рельефа – горный и равнинный. Отдельные неровности иначе называют формы рельефа. Элементарные формы рельефа весьма разнообразны. Однако все их можно свести к следующим пяти типовым формам.

1. Гора – возвышенность, имеющая, как правило, куполообразную или коническую форму.

2. Котловина – замкнутая чашеобразная впадина;

3. Хребет – вытянутое в одном направлении возвышение;

4. Лощина – вытянутое и понижающееся в одном направлении углубление местности;

5. Седловина – понижение между двумя возвышенностями. В горах, как правило, является местом перевала через горный хребет.

Сущность изображения рельефа горизонталями .

На современных топографических картах рельеф изображается горизонталями, т.е.

кривыми замкнутыми линиями, коричневого цвета.

Каждая линия обозначает на карте горизонтальный контур соответствующий неровности, все точки которого расположены на местности на одной и той же высоте над уровнем моря.

Расстояние по высоте между секущими поверхностями называется высотой сечения.

Выводы :

а) Высота точек расположенных на одной горизонтали отличается от высоты точек смежной горизонтали на высоту сечения.

б) При данной высоте сечения чем больше горизонталей на скате, тем он выше, а чем ближе горизонтали одна к другой, тем он круче.

в) Начертание и все изгибы горизонталей на карте сохраняют подобие соот­ветствующих им линий равных высот на местности.

г) Направление ската в каждой его точке перпендикулярно к горизонталям и указано бергштрихами.

Основная высота сечения рельефа на карте зависит от масштаба карты и ха­рактера рельефа. Обычно она бывает 0,02 величины масштаба карты

На картах высокогорных районов высоту сечения принимают в два раза большей. Указывается под южной границей рамки карты.

Высота сечения указывается под южной границей рамки карты.

Виды горизонталей :

1.Горизонтали на карте соответствующие установленной для неё высоте сечения, проводятся сплошными линиями и называются основными или сплошными горизонталями .

2.Горизонтали проведённые на карте через половину основной высоты се­чения, проводятся прерывистыми линиями и называются половиннымигоризонталями или полугоризонталями .

3.В некоторых случаях применяются вспомогательныегоризонтали , кото­рые проводятся через четверть основного сечения прерывистыми ли­ниями, но с более короткими звеньями, чем у полугоризонталей.

4.Для облегчения счёта горизонталей при определении высот точек по карте все сплошные горизонтали соответствующие 5-ти кратной высоте сечения вычерчиваются утолщёнными горизонталями .

Определение крутизны скатов .

Угол между направлением ската и его заложением составляет крутизну ската и определяется:

а) По шкале заложений (рис.14):

Заложение - это расстояние между основными горизонталями на карте.

Шкалой заложений называется график, который печатается на топокартах рядом с масштабом.

Вдоль основания графика подписана крутизна скатов в градусах. На перпендикулярах отложены в масштабе карты соответствующие им заложения:

В левой части шкалы заложений - для основной высоты сечения, в правой - при пятикратной.

Порядок работы:

1.На карте измерить расстояние между смежными основными горизонталями (циркулем-измерителем, линейкой или полоской бумаги).

2.Приложить измеренный отрезок к шкале заложений.

Измерительному заложению ab соответствует крутизна ската 3,5°

4.Если горизонтали на скате расположены очень близко одна к другой и измерить расстояние между ними затруднительно, тогда удобнее пользо­ваться правой частью шкалы, беря при этом на карте заложения между со­седними утолщёнными горизонталями.

Измеренному заложению mn соответствует крутизна ската 10°

Точность определения крутизны скатов по шкале заложений равна при­мерно 0,3 - 0,4 цены деления этой шкалы.

б) На глаз:

Расчёты показывают, что на всех топокартах с нормальной высотой основного сечения заложению в 1 см. соответствует крутизна ската в 1,2°» 1°, а заложению в 1 мм. соответствует крутизна ската в 10°. Поэтому определяемая крутизна ската во столько раз больше (меньше) 1°, во сколько раз заложения между смежными основными горизонталями меньше (больше) 1 см.

Например: при заложении ската 0,5 см. ®КС = 2°

2 см. ®КС = 0,5°

Это правило применимо и для карт, на которых высота сечения отличается от нормальной. Если она больше нормальной в 2 раза, то полученное значение крутизны ската необходимо увеличить в 2 раза, а для уточнения надо в получен­ный при этом результат ввести поправку, прибавив по 1° на каждые 4°.

Например: если на карте при нормальной высоте сечения заложению 0,5 см. соответствует КС = 2° , то для карты с высотой основного сечения больше нор­мальной в 2 раза КС = 2° × 2° + 1° = 5°

Определение абсолютных высот и превышений точек по карте.

На картах, изданных топографическим управлением России приме­няется Балтийская система высот, это значит, что высотные отметки указаны от уровня Балтийского моря.

Высоты точек местности по карте определяют по горизонталям, используя имеющиеся на них высотные отметки.

Если определяемая точка расположена на горизонтали, то её абсолютная высота равна высоте этой горизонтали.

Если же точка находится между горизонталями, то надо определить отметку ближайшей к ней нижней горизонтали и прибавить к этой отметке превышение данной точки над горизонталью, определённое на глаз.

Например:

Превышение одной точки над другой (Dh ) определяется как разность абсо­лютных высот: Dh = hц – hоп, где

– абсолютная высота цели

hоп – абсолютная высота огневой позиции

Если точки расположены на одном скате, то задача решается просто путём подсчёта числа промежутков между горизонталями этих точек.

Точность определения высот точек, отметки которых не подписаны на карте, равны: для характерных точек рельефа, расположенных на вертикалях, гребнях, пологих скатах неровностей и т.п. - примерно 0,3 - 0,5 высоты сечения, а для точек расположенных на крутых скатах, она примерно в 3 - 4 раза меньше.

По характеру рельефа

местность подразделяют на:

Равнинную- абсолютная высоты до 300м крутизна скатов(КС) до 1°;

Холмистую - абсолютная высоты до 500м КС до 3°

Горную – абсолютные высоты над уровнем моря свыше 500м, крутизна скатов свыше 5°; различают низкогорную (высоты 500-1000, КС 5-10°), среднегорную (высоты 1000-2000, КС 10-25°), высокогорную (высоты свыше 2000, КС более 25°) .

По степени пересеченности оврагами, балками, реками, озерами и другими естественными препятствиями:

На слабопересеченную - под естественными препятствиями до 10 % всей площади. Возможно массированное применение тяжелой боевой техники.

Среднепересеченную под естественными препятствиями 10-30 % всей площади. Затруднено применение тяжелой боевой техники на отдельных направлениях.

Сильнопересеченную под естественными препятствиями более 30 % всей площади. Применение тяжелой боевой техники возможно только на отдельных направлениях.

По условиям наблюдения и маскировки:

На открытую - под естественными масками до 10%, с командных высот просматривается до 75 % всей площади, маскировка естественными масками не обеспечивается;

Полуоткрытую - под естественнымимасками до 20 % всей площади, с командных высот просматривается до 50 % всей площади, маскировка естественными масками почти не обеспечивается;

Закрытую - под естественными масками более 25%. Маскировка полностью обеспечивается естественнымимасками.

По характеру почвенно-растительного покрова

местность может быть лесная, болотистая, пустынная; степная, а в сочетании с рельефом - горно-лесистая, горно-пустынная.

Изучение местности при выполнении боевых и оперативно-служебных задачзаключается в уяснении характера ее элементови основных тактических свойств, их предполагаемого влияния на действия подразделений, с учетом возможного изменения метеорологических условий, времени года и суток.

На основании изучения и оценки местности делают выводы, необходимые для принятия решения по оптимальному использованию подразделениями ОВД благоприятных свойств местности и ограничению ее отрицательного воздействия.

Всестороннее изучение и правильная оценка местности позволяют командиру подразделения предвидеть наиболее вероятные действия преступников.

Способы изучения местности. Основными источниками получения данных о местности являются:

  • - личный осмотр во время рекогносцировки и разведки местности;
  • - топографические и специальные карты;
  • - аэрофотоснимки;
  • - справочные материалы и описания местности;
  • - опрос местных жителей и задержанных.

Изучение местности личным осмотром. Непосредственным осмотромво время проведения рекогносцировкиместность изучают детально. Это лучший способ изучения местности. Руководитель специальной операции, другие должностные лица непосредственно изучают, и оценивают местность при организации специальной операции. Недостаток -- требуется много времени для детального изучения всего района действий подразделений милиции, ограничена возможность изучения местности ночью.

Изучение местности по топографическим картам. Топографическая карта - основной источник сведений о местности при проведении специальной операций. По нейможно быстро и достаточно подробно изучать местность на большой площади, производить измерения и расчеты, точно определять местоположение изучаемых объектов. Это самый распространенный и основной способ изучения местности.

Для более наглядного представления о районе предстоящих действий могут использоваться рельефные карты и макеты местности.

Изучение местности по аэрофотоснимкам. Аэрофотоснимки (фотодокументы) применяются в дополнение к топографическим картам,по ним изучают отдельные объекты и сравнительно небольшие участки местности. По сравнению с картой аэрофотоснимки имеют более свежие и подробные данные о местности.

Однако аэрофотоснимки тоже не дают всех сведений о местности (о прохождении болот, глубине и качестве дна бродов, скорости течения рек и т. п.). Поэтому их используют, как правило, совместно с картой. Недостаток заключается в трудности чтения фотографического изображения элементов местности.

Изучение местности по описаниям заключаются в изучении обобщенных данных о местности, о составе населения, экономике, климатических условиях и т. п. Эти данные, могут, иллюстрироваться фотографиями, схемами, таблицами. К ним прилагаются специальные карты.

Недостаток необходимо значительное время на отбор нужных сведений и перенос их на карты.

Опросом местных жителей и допросом задержанных: опрос местных жителей и допрос задержанных позволяет получить данные о проходимости местности, ее инженерном оборудовании, о возможном местонахождении преступников и лиц, представляющих оперативный интерес. Недостаток - сведения отрывочные, слабо увязаны с картой и требуют проверки.

Методика изучения и оценки местности включает общие правила и целесообразную последовательность работы с топографической картой. Местность изучают последовательно, то есть в первую очередь изучают те ее элементы, которые оказывают существенное влияние на выполнение оперативно-служебные задачи. Элементы местности оценивают не изолированно друг от друга, а во взаимной связи. Например, при оценке проходимости лесного массива изучают не только густоту и толщину деревьев, но и характер грунта и рельефа в лесу. Одновременно с изучением местности запоминают ее основные элементы для того, чтобы при выполнении задачи по возможности меньше обращаться к топографической карте.

По карте местность обычно изучают в следующем порядке. Вначале определяют тип местности по рельефу и почвенно-растительному покрову, ее характерные особенности и основные тактические свойства, то есть уясняют общий характер местности. Затем детально изучают и оценивают тактические свойства отдельных участков местности и местных предметов, которые могут оказать существенное влияние на выполнение оперативно-служебной задачи, анализируют их совместно с другими элементами обстановки, в результате чего делают выводы.

Изучение и оценка местности при принятии решения представляют собой уяснение характера ее элементов и их влияния на расположение и действия своих подразделений и преступников (незаконных вооруженных формирований). Исходя из оценки местности, руководитель (командир) устанавливает, в какой мере она влияет на выполнение поставленной задачи, и определяет мероприятия, которые необходимо осуществить для того, чтобы наиболее полно использовать условия местности.

При организации засады, заслона для изучения местности используются карты более крупных масштабов, чем при планировании поиска. При этом сначала изучают и оценивают местность в расположении незаконных вооруженных формирований, преступников, а затем в своем расположении.

Для успешного решения различных задач сотрудники ОВД, наряду с другой информацией об обстановке, должны в простой и наглядной форме получить полные и достоверные сведения о местности. Наиболее универсальным документом, который содержит основные данные о местности, является топографическая карта.

Таким образом, выступая в различных сочетаниях и в комплексе с климатом, рельеф и местные предметы образуют различные типы местности, каждый из которых по-своему оказывает влияние на все стороны служебно-боевой деятельности ОВД

Исходя их этого, подготовку и проведение специальных операций целесообразно рассматривать на фоне оперативно-служебных задач решаемых ОВД, с учетом оснащенности подразделений милиции, времени года и суток, метеорологических условий, а также характера действий преступников. В этих условиях местность может способствовать успеху проведения специальной операции и оказывать негативное влияние на действия преступников, но не сама по себе, а лишь в том случае, если руководитель ОВД правильно ее оценит и умело использует в своих интересах, сообразуясь с конкретно складывающейся обстановкой. Поэтому местность рассматривается в ОВД как один из важнейших элементов боевой и оперативной обстановки.

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

ПДБ парашютно-десантный батальон

ПДР парашютно-десантная рота

СО стрелковое оружие

ИСВ инженерно-саперный взвод

ЗРВ зенитный ракетный взвод

САБАТР самоходная артиллерийская батарея

ОМП оружие массового поражения

АСУВ автоматизированные системы управления войсками

ГИС ВН геоинформационные системы военного назначения

НП населенный пункт

МВЗ минно-взрывное заграждение


Список сокращений 3

Введение 4

Глава 1. Способы и методика изучения тактических свойств

местности 7

1.1. Местность и её тактические свойства 7

1.2. Способы изучения тактических свойств местности 12

1.3. Методика изучения тактических свойств местности 19

Глава 2. Работа командира батальона при изучении и оценке

местности 43

2.1.Вооруженные конфликты 43

2.2.Совершение марша в зоне вооруженного конфликта 44

2.3.Мероприятия по охране коммуникаций и обеспечению безопасности движения колонн 45

2.4.Силы и средства выделяемые для охраны и сопровож- дения колонны, порядок их построения 46

2.5. Порядок работы командира пдб с получением боевой

2.6. Порядок работы командира при оценке обстановки 50

2.7.Порядок работы командира при изучении и оценке ме- стности по охране и сопровождению колонны 52

2.8. Изучение и оценка местности по охране и сопровождению колонны 54

Заключение 59

Список использованных источников и литературы 61

Приложения 63


Введение

Боевые действия войск ведутся на местности или тесно связаны с ней. Умелое использование тактиче­ских свойств местности во многом способствует ус­пешному решению боевых задач подразделениями, поэтому местность является одним из важнейших элементов боевой обстановки. Влияние местности на ведение боя определяется на фоне боевой задачи с учетом вооружения подразделения, времени года и суток, а также метеорологических условий характера действий противника.

Постоянное повышение боевого мастерства войск при действиях на любой местности вызывает необ­ходимость дальнейшего совершенствования знаний и навыков по военной топографии.

Приобретенные при изучении военной топогра­фии знания, умения и навыки имеют большое прак­тическое значение в деятельности военнослужащих, особенно командиров, во многом способствуют повы­шению их полевой выучки.

Знание способов изучения местности, навыки в ориентировании на ней в различных условиях, днем, ночью, при ограниченной видимости способствуют правильному использованию благоприятных свойств местности для достижения успеха в бою, помогают быстро и уверенно ориентироваться и выдерживать заданное направление движения на марше и в бою. Умение пользоваться топографической картой, аэрофотоснимком дает возможность командиру за­ранее изучить и оценить местность, как в своем рас­положении, так и в расположении противника, под­готовить необходимые данные для совершения мар­ша, выполнить расчеты для ведения эффективного огня по удаленным малоразмерным целям, оценить степень влияния местности на

поражающие факто­ры ядерного взрыва и с учетом этого определить ме­роприятия по защите от оружия массового пораже­ния.

Без помощи карты невозможно правильно принять решения командиром и поставить задачи подчиненным, осуществить целе­указание и управление подразделением в бою.

Командующий ВДВ требует в профессиональной подготовке офицеров основной упор сделать на работу на местности. Офицеры должны уметь быстро и грамотно читать карту, оценивать по карте условия проходимости, защитные и маскирующие свойства местности во все времена года и в любых погодных условиях.

Как отмечалось в материалах научно-практической конференции Воздушно-десантных войск по опыту контртеррористической операции в Чеченской республике, имелись серьезные недостатки в топографической подготовке командиров оперативно-тактического звена. Командиры рот, взводов, боевых групп с трудом читают карту, не знают условных знаков, с трудом определяют по карте свое местоположение и расстояния. Замечено, что интерес к топографической подготовке резко усиливался после возникновения критических ситуаций, которых можно было бы избежать, имея элементарные навыки ориентирования на местности.

История войн, опыт Великой Отечественной войны и учений убедительно свидетельствуют, что мест­ность может способствовать успеху боевых действий своих подразделений и ослаблять противника, более эффективно применять оружие и боевую технику, но не сама по себе, а лишь в том случае, если командир правильно ее оценит и умело использует в конкретной обстановке, что доказывает актуальность темы данной дипломной работы и в наши дни.

Настоящая работа имеет целью разобраться с вопросами изучения способов и методики изучения и оценки местности в ходе изучения маршрута на охрану коммуникаций, проводку и сопровождение колонны во внутреннем

вооруженном конфликте, проанализировать работу командира батальона при изучении и оценке местности по охране и сопровождению колонны и быть полезной при совершенствовании своих знаний и подготовке к проведению занятий по воен­ной топографии с подчиненными.

1. Способы и методика изучения тактических свойств местности

1.1Местность и ее тактические свойства

Местность - это часть земной поверхности. Совокупность ее неровностей называется рельефом , а все расположенные на ней объекты, созданные природой и трудом человека (реки, леса, населенные пункты и др.), местными предметами . Местные предметы, зани­мающие обширные территории (внутренние моря, горные систе­мы, пустыни и др.), принято называть географическими объектами .

Местные предметы по признаку однородности их хозяйствен­ного и военного значения подразделяются на группы, называе­мые топографическими элементами местности . Основными топографическими элементами местности являются рельеф, гидрография, растительный покров, почвогрунты, дорож­ная сеть, населенные пункты, промышленные, сельскохозяйст­венные и социально-культурные объекты.

Топографические элементы местности взаимосвязаны между
собой. Так, рельеф существенно влияет на конфигурацию дорог,
планировку населенных пунктов, распространение почвогрунтов
и растительности; почвогрунты во многом определяют характер
растительности, глубину залегания грунтовых вод.

В различных сочетаниях и в комплексе с климатом топогра­фические элементы образуют большое разнообразие типов местности. Каждый тип местности имеет присущие ему особенности, которые оказывают положительное или отрицательное влияние на различные стороны боевых действий войск: постро­ение боевых порядков в наступлении и обороне, применение боевой техники, скорость совершения марша и темп наступле­ния, организацию защиты войск от

современных средств пора­жения. Поэтому местность рассматривается в военном деле как один из важнейших элементов боевой обстановки.

Свойства местности, оказывающие влияние на организацию и ведение боевых действий, применение оружия и техники в бою, называются тактиче­скими свойствами . К основным из них относятся проходимость местности, ее защитные свойства, условия ориентирования, наблюдения, маскировки и ведения огня. В некоторых районах существенное влияние на ведение боевых действий оказы­вают условия инженерного оборудования местности и водоснаб­жения.

Проходимость местности - это свойство местности, способствующее передвижению войск или затрудняющее его. Она определяется, прежде всего, наличием дорог с твердым по­крытием. Так, в лесисто-болотистой, горной, пустынной местно­сти шоссейные дороги приобретают значение важнейших на­правлений, вдоль которых сосредоточиваются основные усилия войск, как в наступлении, так и в обороне.

В бою войска передвигаются там, где это необходимо по условиям обстановки и позволяют условия местности. Поэтому определение возможности передвижения без дорог танков, само­ходных орудий, бронетранспортеров и другой техники имеет особо важное значение. На проходимость местности без дорог большое влияние оказывает характер рельефа, почвогрунтов и растительности, наличие естественных и искусственных препят­ствий (болот, рек, озер и др.).

По условиям проходимости местность может быть легкопроходимой, проходи­мой, труднопроходимой и непроходимой.

Проходимая местность почти не ограничивает скорость и направление движения колесных и гусеничных машин и допускает повторное движение по одному следу, хотя отдельные места необходимо обходить или усиливать. Движение колесных машин обычной проходимости затрудрено. Возможно почти беспрепятственное применение боевых машин в расчлененных построениях и

движение колонн. Она способствует наиболее эффективному применению парашютно-десантных подразделений.

ссылке.

Промежуток времени от начала фотографирования местности до получения аэрофотоснимков обычно сравнительно небольшой, поэтому по аэрофотоснимкам можно получить более свежие и достоверные данные о местности, чем по топографической карте. Преимущество аэрофотоснимка по

сравнению с картой заключается еще и в том, что на нем получается подробное изображение всего, что имелось на местности в момент фотографирования,

включая и временно находящиеся на ней различные предметы (объекты). Если сфотографировать местность, на которой происходят боевые действия войск, то по полученному аэрофотоснимку можно обнаружить места расположения и сосредоточения войск и боевой техники, начертание траншей и противотанковых рвов, огневые позиции артиллерии и многие другие данные о противнике, необходимые для принятия решения при организации и ведении боя. Таким образом, аэрофотоснимки являются одним из средств разведки.

Изучение и оценке местности в автоматизированных системах управления войсками . Очевидно, что противоречия, возникшие между возросшими потоками информации и имеющимися возможностями по их обработке и использованию, обуславливают необходимость разработки новых средств, в частности, построенных на принципах ГИС. И такие средства современной наукой и техникой созданы и активно используются в военном деле.

Среди них особый интерес представляют, так называемые геоинформационные системы военного назначения (ГИС ВН), которые являются неотъемлемой частью современных автоматизированных систем управления войсками и оружием.

Геоинформационная система (ГИС) – это программно-аппаратный комплекс, осуществляющий сбор, хранение и обработку информации о пространственно распределенных объектах, имеющих координатное описание.

В первую очередь ГИС ВН позволяют резко сократить время, необходимое на оценку обстановки и на разработку планов действий войск за счет комплексной обработки и наглядного отображения на единой основе всех видов используемой информации:

Собственно картографической;

Оперативно-тактической;

Разведывательной;

Фоно-целевой;

Метео-, геофизической и др.

Кроме того, ГИС ВН предоставляют возможность решения в автоматизированном режиме задачи целераспределения с учетом конкретного рельефа местности, боевых порядков, расположения целей и других особенностей.

Основным требованием к геоинформационным системам военного назначения является преобразование и представление больших объемов разнообразной координатно-временной информации в виде, удобном для использования органам управления войсками и оружием в процессе изучения, анализа и оценки обстановки, планирования боя, подготовки целеуказаний и полетных заданий. Определяющим видом такой информации являются электронные карты.

Результатом этих работ явилось создание интегрированной геоинформационной системы «Интеграция».

Для покупки или заказа полной версии работы перейдите по ссылке.

Свойства местности, подлежащие изучению, порядок и де­тальность их изучения определяются полученной боевой задачей. Рассмотрим методику изучения основных свойств местности, изучаемых в различных видах боевых действий.

Проходимость местности . Проходимость местности зависит в первую очередь от наличия автомобильных дорог с покрытием. Хорошо развитая сеть

таких дорог обеспе­чивает движение войск в высоком темпе в любую погоду, раз­ное время года и суток. Скорость движения подразделений по автомобильным дорогам без покрытия, грунтовым дорогам и без дорог во многом определяется характером рельефа, гидро­графии, растительного покрова, состояния почвогрунтов, нали­чием и характером естественных препятствий. Существенно влияют на скорость движения метеорологические условия. Так, солончаковые степи в сухое время года легкопроходимы всеми видами транспорта, а после незначительного дождя становятся труднопроходимыми или совсем не проходимыми до момента высыхания.

Проходимость местности изучают, как правило, по топо­графической карте. Однако карта не всегда имеет полные све­дения о проходимости местности. Поэтому сведения, получае­мые по карте, дополняют и уточняют разведкой местности, а также по специальным картам, аэрофотоснимкам, справочни­кам и описаниям местности.

Проходимость местности по заданному маршруту или в на­правлении действий подразделения изучают обычно в такой по­следовательности.

Вначале устанавливают наличие и класс дорог в нужном на­правлении и условия движения без дорог, выявляют препятст­вия на пути движения, пути их объезда, возможности усиления проходимости препятствий. Затем оценивают проходимость местности, рассчитывают среднюю скорость движения по отдель­ным участкам и в целом по маршруту, определяют мероприя­тия по улучшению проходимости местности в полосе движения.

При изучении проходимости местности оценивают каждый элемент местности:

Фронтальные и рокад­ные дороги с покрытием (без покрытия), грунто­вые дороги(Материал покрытия, ширина проезжей части, состояние полотна доро­ги. Максимальные укло­ны, труднопроходимые участки, условия движе­ния в период распутицы) Оценивается: Средняя скорость дви­жения- по участкам марш­рута. Необходимое время на совершение марша. Необходимость усиления проходимости объектов

Дорожные сооружения (мосты, путепроводы). Т. е. длина, ширина, мате­риал постройки, Пропускная способ­ность мостов (путепро­водов), время на их объ­езд, возможность восста­новления своими силами, необходимость усиления проходимости состоя­ние, грузоподъемность, высота. Возможные объ­езды при разрушениях. Оценивается: Пропускная способ­ность мостов (путепро­водов), время на их объ­езд, возможность восста­новления своими силами, необходимость усиления проходимости.

Населенные пункты (планировка, характер построек, ширина улиц и основных проездов, воз­можные объезды при раз­рушениях). Оценивается: скорость движения, время, необходимое для движения по населенно­му пункту и на его объ­езд.

Рельеф(абсолютные высоты, превышения, крутизна скатов. Длина, глубина, протяженность оврагов, обрывов, балок, крутизна и задернованность их склонов.) Оценивается: возможность движения без дорог, средняя ско­рость движения. Трудно­проходимые и непроходи­мые участки.

Почвогрунты(Характер почв и грун­тов, их состояние в су­хое и дождливое время года. Глубина болот, снежного покрова, про­мерзания грунта.)Оценивается: возможность движения без дорог, скорость дви­жения. Необходимость усиления отдельных уча­стков или объездов.

Реки, каналы, озера(Ширина, глубина, ха­рактер дна, наличие бро­дов, плотин, дамб, пере­прав. Характер берегов и поймы. Скорость тече­ния. Крутизна спусков в воду и выходов из воды.) Оценивается: возможность преодоления вброд. Время на форсирование,условия форсирования при паводках, подрыве плотин,дамб.

Леса и кустарники: (Порода, средний диа­метр деревьев, среднее расстояние между ними. Густота кустарника. Рельеф и грунт в лесу и кустарнике. Наличие и характер просек и дорог.)Оценивается: Проходимость без до­рог, скорость движения. Ориентировочный объем работ по расчистке путей движения при пожарах а завалах.

При изучении проходимости местности необходимо учиты­вать особенности объектов и элементов местности и оценивать их влияние на проходимость и скорость движения. Так, густой кустарник обычно непроходим для колесных машин, скорость движения гусеничных машин по нему снижается в 2 раза. В вы­сокой травянистой растительности и по кочковатой поверхности лугов скорость движения снижается на 25%. Для колесных ма­шин и бронетранспортеров спелый лес проходим на равнинной местности по твердому грунту, если расстояния между деревья­ми не менее 6-8 м. Танки проходят лес с валкой деревьев, диа­метр стволов которых в сантиметрах не превышает половины массы танка в тоннаж, а расстояние между деревьями не менее 8м. На заболоченных участках и склонах крутизной более 10 такой лес непроходим для

колесных и гусеничных машин. Боло­та в дождливое время года, как правило, непроходимы для всех видов колесных машин и труднопроходимы для гусеничных машин. Предельная крутизна склонов, которую могут преодолеть боевые и транспортные машины, во многом зависит от характера грунта и его состояния.

Определение средней скорости движения . Движение по ав­томобильным дорогам с покрытием совершают, как правило, на средних скоростях, предусмотренных уставами. По грунтовым дорогам и без дорог на отдельных участках скорость движения резко меняется. Ошибка в определении скорости, а, следовательно, и времени прохождения определенных пунктов приводит к скоплению подразделений у препятствий и несвоевременному выходу их к указанным рубежам (в районы). Поэтому умение быстро и точно определять среднюю скорость движения имеет большое практическое значение.

При определении средней скорости движения весь маршрут делят на участки по условиям движения. Длину участков из­меряют с точностью до 2-3 мм в масштабе карты с учетом по­правки за извилистость и рельеф. Время движения на каждом участке определяют по формуле

где S - длина участка, км;

V- допустимая скорость движения по участку, км/ч;
Т п - время на преодоление препятствий, ч.
Время на преодоление препятствий (бродов, заболоченных
мест, крутых подъемов, разрушенных участков дорог и др.) оп­ределяется по формуле

где - длина колонны, км;

Длина (ширина) всех препятствий на участке, км;

Скорость движения через препятствие, км/ч,

Длина колонны определяется по формуле

где L- число машин в колонне;

Расстояние между машинами;

Длина одной машины (принимается равной 7 м).

Расстояние между машинами зависит от условий движения. В гололед, густом тумане, на крутых подъемах и спусках, при преодолении зараженных участков местности и в других слож­ных условиях расстояния между машинами увеличивают в 1,5- 2 раза. Скорость движения через препятствия может быть уменьшена до 4-8 км/ч.

При ограниченном времени на организацию марша и в Других случаях приближенного расчета скорости движения и тем­па наступления могут быть использованы ориентировочные коэффициенты, характеризующие проходимость местности (табл.1.2).

Таблица 1.2

Коэффициент проходимости городов и других крупных на­селенных пунктов в обычных условиях составляет 0,8, широких рек -0,5.

Условия наблюдения. Условия наблюдения способствуют ведению разведки, орга­низации системы огня и управлению подразделением или за­трудняют их. Они характеризуются дальностью оптической (ра­диолокационной) видимости окружающей местности и целей с высот в определенном секторе (полосе), а также размерами полей невидимости и положением их границ.

Условия наблюдения в основном зависят от характера рель­ефа, древесной и кустарниковой растительности, грунта, насе­ленных пунктов и различного рода строений. Существенное влияние на условия наблюдения оказывают состояние погоды, время года и суток.

При организации боя условия наблюдения изучают, прежде всего, по топографической карте. По карте определяют высоты, с которых хорошо просматривается местность, занятая против­ником, поля невидимости в его

расположении, видимость объ­ектов и отдельных участков на направлении предстоящих дей­ствий, а также естественные маски для скрытного расположе-

ния и передвижения своего подразделения. В таком же порядке их изучают и оценивают за противника.

После изучения условий видимости по карте их уточняют на местности с одной-двух точек. При этом устанавливают вы­соты, с которых открывается наилучший обзор местности, на­мечают места КНП, наблюдательных пунктов (постов). В лесу наблюдательные пункты выбирают таким образом, чтобы с них просматривались просеки и дороги, а в холмистой местности они не проектировались на фоне неба и не привлекали к себе внимание противника. В горах наблюдательные пункты выбирают в местах, с которых хорошо просматриваются перевалы, дороги, тропы, долины.

При определении условий наблюдения по карте рассчитывают дальность видимости горизонта и объектов на местности, наносят на карту поля невидимости, определяют взаимную видимость точек.

Определение дальности видимости объектов на местности.

Расстояние от наблюдателя до видимой линии горизонта называют дальностью видимого горизонта, которую с учетом кривизны Земли и рефракции определяют по формуле

где Д - дальность видимого горизонта, км;

h - высота точки наблюдения над окружающей мест­ностью, м.

Определение по карте полей невидимости. Поля невидимости - участки местности, не просматриваемые с наблюдатель­ных пунктов. Командиры взводов и рот поля невидимости на стороне про­тивника обычно определяют с одной точки - своего командно-на­блюдательного пункта, а командиры батальонов с 2-3 точек - с командно-наблюдательного пункта и

наблюдательных постов. При определении полей невидимости «за противника» в его располо­жении на карте обычно выбирают 2-4 точки перед

фронтом под­разделения и на флангах, с которых обеспечивается наилучший просмотр наших боевых порядков.

В зависимости от поставленной задачи и наличия времени гра­ницы полей невидимости определяют приближенно (в основном глазомерно) или более точно (путем построения профилей местно­сти).

Определение по карте взаимной видимости точек на местно­ сти . Видимость между точками (объектами) на местности обыч­но определяют по карте построением треугольника, сопостав­лением высот точек или расчетом положения луча зрения.

Маскировочные свойства. Местности определяются наличием и характером естественных масок, способствующих маскиров­ке войск от наблюдения противника с воздуха и наблюдатель­ных пунктов. Эффективными естественными масками служат лесные массивы, сплошные кустарники, сады,

лесонасаждения вдоль дорог, жилые кварталы в населенных пунктах, промыш­ленные предприятия, глубокие складки рельефа (овраги, бал­ки и т. п.).

Изучение маскировочных свойств местности по карте заклю­чается в выявлении естественных масок и определении их емкости. При этом учитывают возможности применения про­тивником для наблюдения всех современных средств (опти­ческих, радиолокационных, телевизионных, инфракрасной тех­ники).

Маскировочная емкость участка местности опреде­ляется количеством условных батальонных единиц, которые мо­гут скрытно разместиться на этом участке в 2-3 км друг от друга. Одна условная батальонная единица обычно располага­ется в лесу на площади не менее 0,4 км 2 , в овраге длиной до 1км, на участке лесонасаждений протяженностью до 3км вдоль дороги, в населенном пункте из 75 дворов.

Для покупки или заказа полной версии работы перейдите по ссылке.

труднопроходимые места. При изучении местности зимой кроме топографических и специальных карт используют аэрофотоснимки и данные всех видов разведки.

На крупномасштабных аэрофотоснимках хорошо читаются новые дороги и колонные пути. Снимки позволяют приблизи­тельно определить глубину снежного покрова по некоторым кос­венным признакам, наличие снежных заносов на дорогах и в углублениях рельефа. По аэрофотоснимкам можно получить сведения о незамерзших участках рек, действующих ледяных переправах, местах трещин во льду, полыньях. Все это значи­тельно облегчает организацию и проведение наземной разведки.

Результаты изучения местности зимой отображают на ра­бочей карте. Сведения, которые нельзя отобразить графически, включают в содержание легенды.

На рабочую карту наносят участки и направления с мини­мальным снежным покровом (последние наиболее доступны для действий войск), поднимают незамерзшие реки и болота или их участки наносят вновь появившиеся дороги и колонные пути, переправы на реках, снежно-ледяные заграждения и препят­ствия, созданные противником.

Изучение местности весной и осенью. Весна и осень в сред­них широтах отличаются большим количеством осадков, повы­шенной влажностью грунтов, высоким уровнем воды в реках и озерах. Проходимость местности по грунтовым дорогам и без дорог резко снижается. Заболоченные участки становятся не­проходимыми для многих колесных боевых машин.

В периоды половодья, паводков и распутицы поймы рек за­топляются, грунт размокает, что значительно усложняет инже­нерное оборудование местности.

При изучении местности в эти сезоны года кроме крупномас­штабных топографических карт широко используют аэрофото­снимки свежего залета, гидрологические описания районов и рек. Для сбора необходимых данных о местности постоянно и целеустремленно ведется разведка местности.

Таким образом, можно сделать вывод, что умелое использование тактических свойств местности способствует наиболее эффективному применению оружия и боевой техники, скрытности маневра и внезапности удара по противнику, маскировки от наблюдения и защите войск от огня противника. Следовательно, при выполнении боевых задач каждый военнослужащий должен уметь быстро и правильно изучать местность и оценивать её тактические свойства.

2. Работа командира батальона при изучении и оценке местности по охране и сопровождению колонны

2.1Вооруженные конфликты

Вооруженные конфликты наглядно показали ошибочность принципа, что если армия готова к "большой" войне, то к вооруженным конфлик­там она готова тем более. Вооруженные конфликты последних лет (Афганистан бывшая Югославия, Таджикистан, Грузия, Чечня и др.) воочию показали явную ошибочность данного тезиса.

Становится более очевидным, что в нынешнем взаимосвязанном мире поли­тический климат планеты в значительной мере определяется ситуациями в "горя­чих точках", а любой вооруженный конфликт может легко перерасти в локальную войну или даже в многостороннее мировое столкновение.

Здесь требовалось изыскивать совершенно иные формы и методы органи­зации и ведения боевых действий, нежели те, что отражены в существующих бое­вых уставах и наставлениях.

Характерными чертами вооруженного конфликта являются:

Участие в нем регулярных войск и иррегулярных вооруженных формирова­ний;

Активизация диверсионных и террористиче­ских действий; опасность перерастания в локаль­ную войну;

Вовлечение в вооруженный конфликт большей части местного населения и его уязви­мость;

Ведение очаговых боевых действий;

Ограни­чения в применении средств вооруженной борьбы;

Применение значительных сил и средств для защиты коммуникаций и районов расположения сложность морально-психологической обстановки, в которой действуют войска. Подготовка к действиям в условиях вооруженного конфликта осуществляется с учетом его характера и масштаба, целей применения войск и особенностей выполняемых задач в соответствии с требованиями уставных документов по подготовке и ведению предстоящего вида боевых действий.

Первым этапом выполнения любой задачи в зоне вооруженного конфликта является выдвижение войск в район конфликта.

2.2Совершение марша в зоне вооруженного конфликта

В отличии от доставки парашют­но-десантных подразделений в тыл противника парашютным способом, выдви­жение парашютно-десантных подразделений в район вооруженного конфликта имеет свои особенности.

), а также выполнять задачи:

По блокированию района (уча­стка) местности, населенного пункта и изоляции противника в нем;

Проведению поиска в блокиро­ванном (неблокированном) районе, окружению противника и его задержанию, а при оказании со­противления - уничтожению;

Охране и обороне важных объектов и районов расположения войск;

Деблокированию окруженных подразделений и объектов, охране коммуникаций, проводке и сопровождению колонн;

Организации и проведению засад, противодействию диверсионным, рейдовым и засадным действиям противника.

Выдвижение подразделений в район внут­реннего вооруженного конфликта совершается, как правило, в светлое время суток. Средства уси­ления следуют в колоннах своих подразделений в готовности к немедленным действиям. Разведка и охранение организуются на меньшем удалении.

Походный порядок батальона, совершаю­щего марш в составе главных сил полка (бригады), включает:

Колонны главных сил;

Колонны подраз­делений технического обеспечения и тыла.

Для своевременного выявления и уничтожения диверсионных групп, огне­вых средств боевиков на подступах к охраняемым объектам, недопущения мини­рования дорог, мостов, тоннелей и других объектов, а также для ликвидации бое­виков в случае нападения их на объект или его обстрела парашютно-десантные подразделения, привлекаются к охране и обороне данных объектов (коммуникаций) и сопровождению колонн.

2.3Мероприятия по охране коммуникаций и обеспечению безопасности движения колонн

Безопасность движения колонн обеспечивается:

Основу охранения составляют сторожевые заставы в составе усиленной ро­ты (взвода). Сторожевые заставы (посты) выставляются на участках местно­сти, наиболее благоприятных для диверсий и нападений боевиков на колонны. На каждой заставе (посту) назначается резерв, который находится в пятиминутной готовности к убытию на место диверсий или нападений на колонну.

Автоколонны являются одним из главных объектов нападения боевиков, безопасность, планомерность и своевременность движения колонн обеспечивается охраной маршрутов сторожевыми заставами (блок-постами) и сопровождени­ем колонн боевыми подразделениями.

2.4Силы и средства выделяемые для охраны и сопровождения колонн, порядок их построения

Передвижение колонн с материальными средствами в районе вооружённо­го конфликта, должно организовываться с учетом вероятности устройства банд-формированиями засад на маршрутах движения, ведении ими минной войны и возможных провокаций со стороны враждебно настроенного населения.

От батальона, совершающего марш в этих условиях, выделяются:

Вперед по маршруту движения боевой разведывательный дозор (до уси­ленного взвода);

Боевое подвижное охранение (от роты до взвода);

Отряд обеспе­чения движения (инженерно-саперный взвод);

В стороны флангов и в тыл боевое подвижное охранение (от взвода до отделения).

Непосредственное охранение колонны осуществляется дозорными отделе­ниями.

Порядок построения колонны:

Дозорное отделение;

Боевое подвижное охранение (головной дозор), высылаемое вперед по маршруту движения;

Отряд обеспечения движения

Группа поддержки;

Боковые боевые подвижные охранения (боковые походные заставы);

Машина командира;

Машина для связи со старшим начальником;

Непосредственное охранение(парашютно-десантные отделения на штатной боевой технике);

БТР (БМП, БМД) распределенные по колонне через 8-10 машин;

Замыкание колонны;

Тыльное боевое подвижное охранение (тыльная походная застава). (Приложение1)
Походный порядок колонны необходимо строить с учётом обеспечения безопасности движения, надежности охраны и быстроты вступления в бой охра­нения.

При движении по дорогам, не охраняемым сторожевыми заставами, авто­мобильные колонны сопровождаются штатным парашютно-десантным подразделением (взвод, рота), силы и сред­ства которых распределяются по колонне из расчета не менее одного БТР (БМП, БМД) на каждые десять автомобилей.

Места подразделений выделенных для охраны и сопровожде­ния колонн:

- Дозорное отделение. Выделяется от боевого подвижного охранения (го­ловного дозора) в составе разведывательного парашютно-десантного отделения с саперами. Дозорное отделение выдвигается впереди боевого подвижного охранения (головного дозора) на удалении, обеспечивающем наблюдение за ним и под­держку огнем;

Боевое подвижное охранение (головной дозор). Назначается в составе парашютно-десантного взвода, усиленного разведывательным отделением на штатной технике выдвигаться впереди охраняемой колонны на удалении зрительной связи (до 2-х километров);

Отряд обеспечения движения следует за боевым подвижным охранением (головным дозором);

Группа поддержки. Предназначена для огневой поддержки действий боевого подвижного охранения (головного дозора).

Выдвигаясь впереди охраняемой колонны на удалении зрительной связи (до 2-х километров), в готовности развернуться на огневых позициях и поддержать огнем действия боевого подвижного охранения (головного дозора). Артиллерийский корректировщик и все должностные лица (до командира отделения) должны знать плановые артиллерийские огни на маршруте выдвижения и уметь вызывать и корректировать огонь.

Тыльное БПО (тыльная походная застава).Следу­ет за охраняемой колонной на удалении, обеспечивающем зрительную связь и поддержку огнем.

Перед совершением марша необходимо про­водить тщательную разведку маршрутов с тем, чтобы выявить со­стояние дорожного полотна проходимость вне дорог, возможные пути обхода в случае разрушения мостов, перевалов. В зависимости от характера местности по одному маршруту может следовать колесная, по другому гусеничная техника.

При построении походного порядка необходимо учитывать сложность перегруппировки сил и средств при выдвижении, особен­но в горных

районах, поэтому колонны следует формировать с уче­том того, чтобы подразделения могли своими силами отражать вне­запное нападение противника, устранять препятствия и разрушения. Дистанции между колоннами батальонов

целесообразно сократить,чтобы уменьшить общую глубину походного порядка части и тем самым не дать возможности противнику использовать значительный промежуток между колоннами для совершения диверсий, установки различных заграждений и разрушения участков маршрута в ходе движения колонн.

2.5 Порядок работы командира пдб с получением боевой задачи

С получением боевого приказа, боевого (предварительного боевого) распоряжения ко­мандир и штаб батальона при­ступают к подготовке боя.

Работа по организации боя (выполнения по­лученной задачи) должна быть тщательно спла­нирована и может осуществляться в следующем порядке:

Изучение и уяснение полученной задачи;

Производство расчета времени;

Ориентирование командиров подразделений заместителей о полученной задаче и мероприятиях, которые необходимо провести не­медленно;

Оценка обстановки с заслушиванием предложений заместителей командира и выработка замысла боя (выполнения полученной задачи);

Доклад и утверждение замысла у старшего начальника, объявление его заместителям (в части, их касающейся), отдача указаний по дальнейшей работе по принятию решения;

Доведение предварительных боевых распоря­жений до подчиненных подразделений (при полу­чении боевой задачи в форме предварительного боевого распоряжения);

Рассмотрение и утверждение замыслов подчиненных командиров (при

получении боевой задачи в форме предварительного боевого распоряжения);

Рассмотрение и утверждение замыслов замес­тителей (начальника связи батальона) по примене­нию подчиненных подразделений и всесторонне­му обеспечению боя (выполнению полученной задачи);

Завершение принятия решения (определение боевых задач элементам боевого (походного) порядка (подразделениям), основных вопросов взаимодействия, всестороннего обеспечения и управ­ления);

Доклад и утверждение решения у старшего на­чальника;

Объявление решения заместителям командира;

Постановка задач подчиненным подразделениям (элементам боевого порядка);

- Для покупки или заказа полной версии работы перейдите по ссылке.

способствуют правильному, выгодному использованию благоприятных свойств местности для достижения успеха в бою.

Исходя из целей данной работы и её объема, в ней рассмотрены лишь основные вопросы в работе командира парашютно-десантного батальона по изучению и оценки местности на охрану коммуникаций, проводку и сопровождение колонны. Некото­рые вопросы, в частности, такие как способы и методика изучения тактических свойств местности, могут служить самостоятельными объектами исследований.

В дальнейшем результаты проведенного мной исследования могут быть реализованы в учебном процессе военных училищ, в научно-исследовательской работе и в ходе подготовки подразделений и частей воздушно-десантных войск.

Список использованных источников и литературы

1.Псарев.А.А.,Коваленко А.Н.и др. Военная топография: учебник – М.:

Воениздат, 1986.

2. Боевой Устав ВДВ: Батальон, рота. Ч.- II. - М.: Воениздат,2006. – 624 с.

3.Псарев А.А., Куприн А.М., Коваленко А.Н. Топографическая подготовка командира. – М.: Воениздат, 1989. – стр.5-48.

4.Бызов Б.Е., Коваленко А.Н., Лахин А.Ф. Военная топография для курсантов учебных подразделений – М.: Воениздат, 1980.

5.Говорухин А.М., Куприн А.М.и др. Справочник по военной топографии. Изд.2-е, перераб. – М.: Воениздат, 1980. –стр.98-165, 323-354.

6. Бызов Б.Е. Военная топография: Учебник. – М.: Воениздат, 1986. – стр. 321-374.

10.Батюшкин С.А., Кужилин В.Ф. Подготовка и ведение боевых действий общевойсковыми формированиями локальных войнах и вооруженных

конфликтах: Военно-теоретический труд. –М.: Воениздат,2006.-440с.

11.Материалы научно-практической конференции ВДВ: опыт применения частей и подразделений ВДВ при выполнении задач в Чеченской республике. Доклады, сообщения. Август,1997г.-Рязань:РВВДКУ,-283с.

12.Применение геоинформационных систем в управлении войсками (силами): учебное пособие. – М.: ВТУ ГШ ВС РФ, 2003.

В вооруженном конфликте батальон может применяться в составе соединения (части), свод­ных вооруженных формирований или самостоя­тельно в соответствии с его предназначением (ро­та, как правило, в составе батальона), а также выполнять задачи:

-по блокированию района (уча­стка) местности, населенного пункта и изоляции противника в нем;

Проведению поиска в блокиро­ванном (неблокированном) районе, окружению противника и его задержанию, а при оказании со­противления - уничтожению;

-охране и обороне важных объектов и районов расположения войск;

Деблокированию окруженных подразделений и объектов, охране коммуникаций, проводке и сопровождению колонн;

-организации и проведению засад, противодействию диверсионным, рейдовым и засадным действиям противника

Охраной маршрутов сторожевыми заставами;

Выставлением вдоль коммуникаций секретов, засад с применением способа "ложный объект";

Патрулированием на отдельных участках подвижными патрульно-комендантскими постами на бронетехнике;

Действиями специальных подразделений навстречу колонн

Организацией огневого сопровождения движения колонн артиллерией;

Выделением для сопровождении колонн подразделений на штатной техни­ке, усиленных силами и средствами инженерных войск;

Прикрытием их с воздуха боевыми вертолетами, штурмовой авиацией, дорожно-комендантской службой.

Приложения: 98

Требования, предъявляемые к ним и порядок их разработки. 89

Ориентирование на местности по карте. 73

Измерения по топографической карте. 48

Чтение топографических карт. 28

Топокарты (планы), их использование в оперативно-служебной деятельности ОВД. 8

Общие сведения о местности, ориентирование и измерения на ней 6

Предисловие.

Руководитель занятия: Цыганов А.Н.

Понятие местности

Тактические свойства местности

Способы изучения местности

Сущность ориентирования

Компас Адрианова

Способы определения сторон горизонта

Производство простейших измерений

Особенности ориентирования и движения по азимутам.

Форма и размеры Земли

Основные точки и линии Земного шара

Понятие горизонтального проложения

Геометрическая сущность проекции Гаусса

Понятие топографического плана

Понятие географической карты

Понятие топографической карты

Классификация Российских топокарт

Разграфка топографических карт

Номенклатура топографических карт

Порядок определения номенклатуры листов топокарт с помощью географической карты.

Понятие рельефа

Сущность изображения рельефа горизонталями

Виды горизонталей

Способы определения направлений скатов на карте

Способы определения абсолютных высот

Способы определения взаимных превышений точек местности

Понятие формы ската

Понятие крутизны ската

Способы определения крутизны ската

Виды условных знаков

Общие правили чтения топокарт.

Понятие масштаба

Способы измерения расстояний по топокарте

Точность измерения расстояний по топокарте

Способы определения площадей

Понятие системы координат

Географическая система координат

Система плоских прямоугольных координат

Целеуказание по карте

Система полярных координат.

Понятие ориентирования топокарты

Способы ориентирования топокарты

Способы определения своего местоположения

Ориентирования по топокарте в движении по дорогам и бездорожью

Ориентирование в особых условиях

Последовательность ориентирования подчиненных на местности.

§ 6. Графические служебные документы, используемые в ОВД,

Общие правила вычерчивания графических документов

Подготовка и порядок работы при глазомерной съемке участка местности

Порядок производства съемки методом обхода

Порядок составления схемы участка местности с топографической карты

Правила окончательного оформления схемы (плана).


1. Аэрофотоснимок (вариант).

2. Аэрофотоснимок МА МВД России.

3. Компас Адрианова.

4. Схема ориентиров наблюдательного поста.

5. Схема разграфки карты масштаба 1:1000000.

6. Выкипировка с географической карты (район Волгоградской области).

7. Выкипировка сборной таблицы.

8. Заявка на получение топографических карт (вариант).

9. Детали рельефа естественного происхождения.

10. Схема участка местности (приложение к протоколу осмотра места происшествия).

11. Топографические условные знаки.


Предисловие.

Служебно-боевая деятельность органов внутренних дел и внутренних войск, как правило, происходит на местности (территории) или тесно связана с ней. Поэтому изучение местности и умелое использование ее тактических свойств способствует высокой профессиональной готовности сотрудника.

Опыт применения подразделений ОВД и ВВ в локальных конфликтах, при осложнении оперативной обстановки вызывает необходимость совершенствования знаний о местности, а также способов (средств) ее изучения и ориентирования. Эти знания и навыки получают, изучая военную топографию.

В современных условиях, без хорошей топографической подготовки, без умелого использования топокарты (схемы, плана) общая профессиональная подготовка сотрудника ОВД немыслима.

Задачи, которые приходится решать ОВД и ВВ, используя топографические карты, весьма разнообразны и многочисленны. Традиционно их сводят к четырем основным группам:

1. Топографическая карта - источник информации о местности. Она позволяет изучать и оценивать местность при проведении мероприятий по охране общественного порядка на обслуживаемой территории, по маршрутам патрулирования, а также в районах предполагаемых силовых действий подразделений милиции и внутренних войск.

2. Карта (схема, план) – средство оперативного управления ОВД и ВВ. На нее наносят оперативную обстановку; по ней принимается решение, ставятся задачи подчиненным, организуется взаимодействие.

3. Топографическая карта – измерительный документ. По ней с необходимой точностью определяются расстояния (протяженность маршрута патрулирования), площади (обслуживаемых территорий), точное местоположение необходимых данных (мест происшествий).

4. Карта (схема, план) – основное средство ориентирования на местности. Она является надежным путеводителем и применяется сотрудниками при ориентировании на марше (маршруте патрулирования), а также при комплексном использовании сил и средств ОВД и ВВ по охране общественного порядка и при действиях в экстремальных ситуациях.

В разделе учебной программы по тактико-специальной подготовке: “Военная топография в оперативно-служебной деятельности ОВД” предусмотрено изучение самой топокарты и приемов ее использования в различных условиях. Можно сказать, что карта в учебном процессе играет двоякую роль: она является объектом изучения и важным источником топографических знаний о местности.


В соответствии с этой программой курсанты приступают к работе с картой только после того, как будет освоена она сама:

Математическая основа,

Способы измерения расстояний и углов,

Способы определения координат,

Виды условных топографических знаков,

Основные правила чтения карт.

Кульминацией изучения военной топографии в соответствии с программой учебных заведений МВД является тема: “Графические служебные документы, используемые в ОВД, требования, предъявляемые к ним и порядок их разработки”. Данная тема рассматривает вопросы обучения курсантов как ведению оперативных (рабочих) карт, планов, так и самостоятельному графическому составлению необходимых планов и схем (схема места происшествия, карточка поста и др.). Эта тема актуальна еще и потому, что снабжение топографическими картами подразделений милиции ограничено и, следовательно, самостоятельная разработка простейших графических документов становится настоятельной необходимостью каждого сотрудника.

В целом учебное пособие является результатом обобщения опыта преподавания данного раздела тактико-специальной подготовки в МА МВД РФ, других ВУЗах силовых структур, и представляет собой необходимый минимум сведений по военной топографии изложенный в компактной форме.

Понятие местности.

Местность - один из основных и постоянно действующих факторов оперативной обстановки, существенно влияющих на боевую деятельность. Особенности местности, оказывающие влияние на организацию и ведение оперативно-служебной и боевой деятельности, называются тактическими свойствами местности.

Тактические свойства местности.

К основным из них относятся:

-проходимость - степень доступности местности для движения техники, а также влияние на возможность маневрирования и скорость передвижения. На проходимость влияет рельеф, погодные условия, время года, наличие и состояние дорожной сети.

-защитные свойства - свойства местности, ослабляющие воздействие ОМП и огневых средств противника. Защитные свойства определяются главным образом характером рельефа, растительного покрова, наличием инженерных сооружений.

-маскировочные свойства - степень просматриваемости и дальность видимости, которые в свою очередь зависят от рельефа, растительности, местных предметов, погодных условий.

В тактическом отношении местность подразделяют:

а) по степени пересеченности и изрезанности препятствиями (реками, оврагами, болотами), местности делят на пересеченную, малопересеченную и непересеченную;

б) по степени ее закрытости неровностями рельефа и местными предметами на закрытую, полузакрытую и открытую.

Способы изучения местности.

Каждый сотрудник должен изучить местность, на которой возможно предстоит действовать. Изучение местности является одним из необходимых условий правильной оценки обстановки при принятии решения.

Местность изучается исходя из полученной задачи, обязательно в связи с другими элементами обстановки и применительно к конкретным действиям.

Основные способы изучения местности:

а) разведка местности , т.е. сбор и изучение необходимых данных о местности путем непосредственного ее осмотра и обследования. Преимущества этого способа - командир видит местность, изучает и оценивает ее.

Недостатки: требуется много времени; не позволяет в полной мере изучать местность в глубине расположения противника;

б) изучение местности по карте - топографическая карта позволяет заблаговременно и быстро изучать местность в любых условиях независимо от размера участка, его удаления и наличия на нем противника.

По карте можно производить необходимые измерения и расчеты, определять местоположение изучаемых объектов.

Недостаток - старение карты.

в) изучение местности по аэрофотоснимкам . Аэрофотоснимки дают наиболее свежие данные о местности и расположении противника (преступника), так как могут быть изготовлены через 2-3 часа после фотографирования. Фотосъемка может производиться с самолета (Приложение № 1), вертолета и спутника (Приложение № 2).

Местность на аэрофотоснимках изображается со всеми деталями, многие из которых на топокарте бывают обобщены или вовсе не показаны. Аэрофотоснимки дают наиболее точную и наглядную картину взаимного расположения объектов противника (преступника) и местности.

Недостаток этого способа - трудность чтения фотоизображения на местности (проходимость болот, глубина и качество дна рек, бродов и т.п.). Дополнительные сведения о местности могут быть получены из различных описаний, опроса местных жителей, допроса пленных (задержанных).

Сущность ориентирования.

Ориентироваться на местности при выполнении служебных и боевых задач – значит определить свое местоположение и нужное направление движения относительно сторон горизонта, окружающих местных предметов и элементов рельефа, а также относительно расположения своих сил и местоположения противника (преступника).

Местные предметы и элементы рельефа, относительно которых определяют свое местоположение, положение противника (преступника) и указывают направление движения, называются ориентирами.

В основе ориентирования лежит умение выбирать и использовать ориентиры, указывающие нужные пункты, рубежи, направления. Ориентирами могут служить хорошо заметные местные предметы и элементы рельефа, которые выделяются своей формой, окраской, размерами, легко опознаются и запоминаются при обзоре местности.

Ориентиры могут быть:

-площадные – населенные пункты, рощи, озера, болота.

-линейные – дороги, реки, линии электропередач.

-точечные – перекрестки дорог, трубы заводов, мосты.

При выборе ориентиров необходимо учитывать условия, в которых предстоит решать ту или иную задачу. В дневное время пользуются в основном точечными, хорошо видными издалека ориентирами. Ночью или при ограниченной видимости отдают предпочтение линейным, площадным ориентирам.

Ориентиры выбирают по возможности по фронту и в глубину. Выбранные ориентиры нумеруют справа налево по рубежам от себя в сторону противника. Кроме номера каждому ориентиру дают условное наименование, соответствующее его внешним признакам, например: «Лес темный», «Гора Крутая», «Сухое дерево» и т.п. Номера и наименования ориентиров, назначенные старшим начальником, не изменяются.

Порядок составления схемы ориентиров наблюдательного поста.

Для удобства ведения наблюдения (разведки) или целеуказания, составляется схема ориентиров наблюдательного поста. Она является служебно-графическим документом и представляет собой плоское панорамное изображение видимых с точки наблюдения ориентиров (предметов, объектов), имеющих условное наименование и порядковый номер. До ориентиров определяется расстояние, которые подписываются под каждым из них.

Направление сторон света обозначается в виде стрелки север-юг, проходящий через центр условного знака наблюдательного поста (точки стояния наблюдателя).

Ориентиры определяются справа – налево по рубежам от себя в глубину.

Дополнительно могут быть указаны поля невидимости, образующиеся в виде заштрихованных под углом 45 градусов участков в секторе наблюдения от различных форм рельефа, лесных массивов и других объектов. Схема подписывается ее составителем и указывается дата и время.

(См. приложение № 4).

Компас Адрианова.

Компас состоит из корпуса, в центре которого на острие иглы помещена магнитная стрелка с тормозом. Круговая шкала имеет двойную оцифровку. Внутренняя оцифровка нанесена по ходу часовой стрелки от 0 до 360 через 15 градусов (цена деления 3 градуса). Внешняя оцифровка нанесена против часовой стрелки от 0 до 60 через 5 больших делений угломера или 500 тысячных (цена деления 0-50) (См. Приложение № 3).

Для визирования на ориентиры и снятия отсчетов имеется вращающееся визирное приспособление (мушка и прорезь) с указателем отсчетов.

Отсчет по шкале считывается против указателя, укрепленного напротив мушки.

Северный конец магнитной стрелки, указатель отсчетов и деления, соответствующие 0 градусов; В; Ю; З светящимся составом.


Способы определения сторон горизонта.

Определение сторон горизонта по компасу:

Поставить компас в горизонтальное положение, а мушку визирного устройства на нулевое деление шкалы;

Отпустить тормоз и повернуть компас так, чтобы северный конец стрелки совпал с нулевым делением шкалы;

Не меняя положения компаса, визированием через прорезь и мушку, замечают удаленный хорошо видимый ориентир, который используют для указания направления на север;

Намечают, по возможности, ориентиры на юг, запад, восток.

Определение сторон горизонта по Солнцу.

В северном полушарии Солнце примерно находится в 7.00 на востоке, в 13.00 – на юге, в 19.00 – на западе. Уголовная скорость перемещения солнца примерно 15 градусов в час. Зная время, можно отложив этот угол на местности определить направление на юг. Например, в 10.00 Солнце не дойдет до точки юга (13.00) на угол =45 градусам. Значит, направление на юг будет на 45 градусов вправо от Солнца.

По Солнцу и часам.

Этот способ основан на том, что в полдень, т.е. в 13.00, Солнце находится на юге. Часы устанавливают так, чтобы часовая стрелка была направлена на Солнце. Тогда биссектриса угла между часовой стрелкой и цифрой I циферблата часов укажет направления на юг.

До полудня надо делить пополам угол, который стрелка должна пройти, а после полудня – угол, который она уже прошла.

По полярной звезде.

Полярная звезда всегда находится в направлении на север. Чтобы найти на небосклоне эту звезду, надо прежде отыскать созвездие Большой Медведицы. Оно выделяется среди других в виде ковша из семи ярких звезд.

Через две крайние звезды нужно мысленно провести прямую линию и отложить на ней пять раз отрезок равный расстоянию между этими звездами. Конец пятого отрезка укажет положение Полярной звезды, которая всегда находится на севере (отклонение не превышает 3 градусов).

Определение сторон горизонта по признакам местных предметов:

Муравейники почти всегда располагаются с южной стороны деревьев, пней, кустов; кроме того, южный скат муравейников более пологий;

Кора большинства деревьев грубее и темнее на северной стороне;

Деревья, камни, деревянные постройки покрываются больше мхом, лишайником с северной стороны;

Снег быстрее подтаивает на южных склонах;

Просеки в лесах как правило, прорубаются в направлении север-юг и запад-восток; кварталы нумеруются с запада на восток;

Алтари православных церквей обращены на восток, колокольни на запад; приподнятый коней нижней перекладины креста церкви обращен на север.

Производство простейших измерений на местности.

Определение направлений на местности.

Направление на предмет (объект), направление движения или действий определяют и указывают величиной магнитного азимута или горизонтального угла между начальным направлением и направлением на предмет.

Магнитный азимут – горизонтальный угол, измеряемый по ходу часовой стрелки от северного направления магнитного меридиана (магнитной стрелки компаса) до направления на предмет. Его назначения могут быть от 0 градусов до 360 градусов.

Порядок определения направления на предмет по компасу:

Нужно встать лицом к предмету, отпустить стопор и, поворотом компаса совместить нулевой штрих скалы с северным концом стрелки;

Не меняя положения компаса, вращением визирного приспособления, установить его прорезью на себя, а мушкой на – предмет;

Снять против указателя мушки отсчет. Это и будет магнитный азимут направления на предмет.

Порядок определения направления или отыскания объекта по заданному магнитному азимуту надо с помощью компаса:

Установить указатель мушки против отсчета на шкале, соответствующего заданному азимуту;

Отпустив тормоз, повернуть компас так, чтобы северный конец магнитной стрелки установился против нулевого штриха шкалы;

при таком положении стрелки направление линии прорезь – мушка будет соответствовать заданному магнитному азимуту


Понятие тысячной.

На практике, особенно в стрелковом деле, приходится не только измерять углы, но и быстро переводить их в расстояния и наоборот. Измерение углов в градусах в таких случаях неудобно. Поэтому вместо градусной системы применяется другая (артиллерийская), более простая и удобная для быстрых вычислений. В этой системе за единицу измерения углов принят центральный угол, стягиваемый дугой, равный 1\6000 длины окружности. Такая единица называется «тысячной» или «делением угломера».

Похожие публикации