«Тигр» Порше: жертва грязной конкуренции. Обзор и история танка Tiger (P) в игре World of Tanks Гайд по танку тигр п

30 января 1951 года в Штутгарте скончался "инженер столетия" доктор Фердинанд Порше. По итогам всемирного рейтинга сразу два его детища - Porsche 911 и Фольксваген "Жук" - вошли в звездную пятерку "автомобилей столетия". Все знают его как конструктора, но мало кто помнит о его работе над германскими танками периода Второй Мировой войны, ведь насколько ему везло в гражданском машиностроении, настолько не везло в сооружении "машин смерти". Сегодня, в годовщину гибели конструктора, мы сдуем пыль с архивов и вспомним военные разработки Порше.

Grosstraktor

Первой "пробой пера" инженера Порше в создании танков стал "Grosstraktor". В 1925 году три кита машинной индустрии "Rheinmetall-Borsig", "Daimler Benz" и "Krupp" участвовали в конкурсе на разработку среднего танка. Его технические характеристики были следующими: длина 6 метров, ширина 2,4 метра, вес до 15 тонн и 75-миллиметровое орудие, установленное во вращающейся башне. Версальский мирный договор запрещал Германии иметь танки, и для конспирации каждая компания должна была использовать для корпуса прототипов мягкую сталь (6-14 миллиметров), такую же, как в автомобилестроении.

Инженером и конструктором "Daimler Benz", курирующим проект, был назначен Фердинанд Порше. "Grosstraktor" он видел вооруженным 75-миллиметровой пушкой "KwK L/24" - для 1925 года она была чудо как хороша. Также танк должен был передвигаться как по суше, так и по воде. В итоге было сконструировано два прототипа, оба получили неудовлетворительную оценку и в производство не пошли.

Кстати, все из-за того же мирного договора испытания прототипы проходили в СССР на полигоне "Кама", выгода была обеим сторонам - немцы могли, не нарушая договоренностей, испытывать вооружение, а советские конструкторы перенимали у них ценнейший опыт.

PzKpfw VI Tiger (P)

Под этим сложным буквенным обозначением скрывается танк, который отнял у "инженера столетия" множество сил, танк, родившийся в результате бесконечных споров. Наконец, первый танк немецкого конструктора, непосредственно участвовавший в боевых действиях - "Тигр Порше". История создания "Tiger (P)" тесно связана с созданием другого "Тигра" - "Тигра Хеншеля" - того самого легендарного танка, дебют которого произошел в бою на Курской дуге.

За месяц до нападения на СССР конструкторам было дано задание создать танк, который мог бы нести на себе новейшую пушку "88-мм KwK 36 L/56" и весить 50-60 тонн. В апреле 1942 года состоялся первый показ и сравнительные испытания "Тигров", но пробы были неудачны. По сравнению с разработкой Хеншеля, машина Порше имела лучшую динамику движения при лучшем лобовом бронировании, но имела изъян в виде дорогостоящей электрической трансмиссии и частых ее поломок. Изделие завода Хеншеля при сравнительной низкой стоимости производства имело малую скорость и чрезвычайную "прожорливость" топлива. Волей случая в серийное производство пошел "Тигр Хеншеля", а производство "Tiger (P)" ограничилось 5 машинами.

Документально известно только об одном "Тигре" фирмы "Порше": в 1944 году он участвовал в боях на Восточном фронте в районе Галиции.

"Фердинанд" или "Элефант"

Утром 5 июля 1943 года обороняющиеся под Курском солдаты Красной Армии столкнулись с удивительным явлением - снаряды из мощнейших противотанковых пушек отскакивали от нового немецкого "чудовища", не нанося ему практически никакого вреда. В бой шли первые тяжелые самоходно-артиллерийские установки "Элефант". Несмотря на малочисленность серии - всего 90 штук - данная машина является одним из самых известных представителей класса самоходных орудий, и с ней связано большое количество легенд.

Разработка этой противотанковой машины переплетается с предыдущим творением Порше - "Тигром П". Стараясь не придавать значения проигранной борьбе за производство "Тигра", доктор не прекращал работы над совершенствованием танка, и в этот раз удача ему улыбнулась. Германское руководство настаивало на создании хорошо защищенной противотанковой артиллерийской установки. В конце сентября 1942 года разработать ее поручили конструкторскому бюро "Порше", причем, в основу проекта должно было лечь шасси от "Тигра П".

Сжатые сроки проектирования дали о себе знать - построенные самоходки не имели пулемета и подсмотренного у советских танков наклонного бронирования. Зато две 100-миллиметровые пластины практически не поддавались орудиям союзников, а пушка "Фердинанда" легко пробивала советские "Т-34" с 2000 метров.

Новое творение конструктора осенью 1943 года было переименовано в "Ferdinand".

Panzerkampfwagen VIII Maus

Самый большой в мире из всех выполненных в металле танков Panzerkampfwagen VIII имел скромное название "Маус", хотя вес этой "Мыши" был равен массе трех "Тигров" - 191 тонн. Столько же в среднем весят, к примеру, 20 слонов или две с половиной тысячи человек.

В конце июля 1942 года конструкторскому бюро "Порше" было поручено начать работы над танком, вооруженным пушкой калибра 128 мм или 150 мм. Разработка продолжалась с 1942 по 1945 годы - на скорость постройки влияла советская авиация, которая практически каждую неделю бомбила заводы Германии. Именно поэтому во всех официальных бумагах имя у танка было такое неприметное - для защиты от шпионов.

24 декабря 1943 года состоялся первый пробный выезд танка. К тому моменту башня еще не была построена и вместо нее на танк установили груз, соответствующий массе башни. Прототип показал весьма неплохую маневренность, когда смог выехать из тесного для него монтажного цеха. По воспоминаниям людей, которым довелось управлять танком, "Маус" был легче в управлении, чем средний немецкий танк Pz IV.

До середины 1944 года было построено еще два прототипа и проведено множество испытаний, в которых танк снова и снова показывал очень неплохие результаты: после подготовки "Маус" мог преодолевать по дну водные преграды. Лобовая броня была непробиваема для пушек - 200 миллиметров под скошенным углом, бронирование кормы и бортов лишь немногим уступало лобовой броне. Орудие танка 12,8 cm PaK 44 на момент создания не имела аналогов по дальности стрельбы и бронепробиваемости.

Весной 1945 года три опытных образца находились на полигоне в Кумерсдорфе. На случай, если на полигон войдет Красная Армия, все прототипы были подготовлены для уничтожения, что удалось сделать некоторым немецким солдатам 21 апреля 1945 года. В мире сохранился только один экземпляр "Мауса" - собранный из частично разрушенных машин он стоит в Бронетанковом музее в Кубинке.

Программа создания немецких тяжёлых танков стартовала еще в 1937 году, но работы сильно затянулись. В конструкцию ещё не построенных танков постоянно вносились изменения. В связи с этим в декабре 1939 года была начата работа Porsche K . G . по созданию нового тяжёлого танка Typ 100, известного также как VK 30.01 (P) . Развитие этого проекта привело к созданию другого танка, VK 45.01(P), или Pz.Kpfw.Tiger (P), которому и посвящена сегодняшняя статья. Эта машина, которую также часто называют «Тигр» Порше», была принята на вооружение вермахта и даже вполне могла стать основным тяжелым танком немецкой армии – если бы обстоятельства сложились чуть иначе.

Рост массы в прежних габаритах

VK 30.01 (P) стал первым немецким тяжелым танком, в конструкции которого толстая броня сочеталась с мощным вооружением, позволявшим без особых проблем бороться с боевыми машинами того же класса. Но уже в марте 1941 года, когда вооружение для первенца Porsche K.G. ещё только утверждалось, поднимался вопрос о более мощном вооружении для этого танка. Германия вовсю готовилась к войне с Советским Союзом, а достоверной информацией о танках, состоявших на вооружении Красной армии, немецкая разведка не располагала. Сведения приходили отрывочные и противоречивые, в них фигурировали даже боевые машины массой больше 100 тонн.

Неудивительно, что создателями немецкого тяжёлого танка рассматривались и более мощные орудия, чем танковая версия 8.8 cm Flak 18. В их числе были 10,5 cm Kw.K. L/47 и 8.8 cm Kw.K. L/56 с увеличенной начальной скоростью снаряда. В мае появилась и третья кандидатура – 8.8 cm Kw.K. L/71, которая базировалась на баллистике 88-мм зенитной пушки Flak 41.

Схема Typ 101 из английского справочника по немецким танкам, подготовленного в 1947 году

Направления дальнейшего развития немецких тяжёлых танков были утверждены на совещании с участием Гитлера 26 мая 1941 года. Тогда в очередной раз был поднят вопрос о том, что вермахту нужна танковая пушка, способная пробить броню толщиной 100 мм на дистанции в 1,5 километра. Кроме того, ужесточались требования к защите тяжёлых танков. Толщина бортов сохранялась на уровне 60 мм, а вот лоб корпуса и башни усиливался до 100 мм. Эти изменения касались как VK 30.01 (P), так и машин, разрабатывавшихся Henschel.

Поскольку ни VK 30.01 (H), ни VK 36.01 в исходном виде не подходили под новые требования, конструкторы Henschel стали проектировать новый танк. Эта машина, получившая обозначение VK 45.01(H), базировалась на наработках по VK 36.01, а башня для неё бралась от VK 30.01(P). Разработка VK 30.01(H) и VK 36.01 при этом не сворачивалась, то есть фирма Henschel теперь работала сразу над тремя тяжёлыми танками.

Что же касается фирмы Porsche, то здесь поначалу речь шла о доработке Typ 100 с учётом новых требований. При этом от усиления вооружения здесь довольно быстро отказались. Иногда утверждают, что якобы для Pz.Kpfw.Tiger Ausf.E конструкторы прорабатывали возможность установки 71-калиберной пушки 8.8 cm Kwk 43 в качестве одного из вариантов модернизации. На самом же деле её предполагалось использовать с самого начала. Но затребованное Гитлером орудие оказалось «заложником» башни. Вписать такую пушку в разработанную концерном Krupp башню было нереально. Об этом, кстати, писал и сам Порше. Таким образом, идея использования 8.8 cm Kw.K. L/71 в башне VK 45.01 – не более чем пожелание, которое оказалось невозможно выполнить.


Спецификация на VK 45.01(P) по состоянию на март 1942 года. Как показал дальнейший ход событий, оценка боевой массы в пределах 52,5 тонн оказалась чересчур оптимистичной

Проектирование Typ 100 с усиленной броней привело к неутешительному выводу. Оказалось, что боевая масса машины преодолела отметку 50 тонн. При таком росте массы прежняя силовая установка не годилась. Нужны были другие, более мощные моторы, а это влекло за собой необходимость переделки моторного отделения. Возросшая масса также диктовала необходимость усиления ходовой части. Вместо модернизации у конструкторов получался новый танк, разработка которого началась в июле 1941 года.

Машину обозначили Typ 101, в КБ Porsche проекту присвоили индекс Sonderfahrzeug II. Также по отношению к этому проекту стали использовать индекс VK 45.01(P), который под конец разработки применялся и к VK 30.01(P). Правда, с самого начала было очевидно, что обозначенная в индексе 45-тонная весовая категория является не более чем условностью.


Схема моторно-трансмиссионной группы Typ 101. Электромоторы и ведущие колеса переместились в кормовую часть

В отличие от Henschel, инженеры Porsche K.G. не стали радикально переделывать исходный проект Typ 101. Общие габариты машины, а также её башня остались прежними. Вместе с тем, компоновка машины сильно изменилась. Идея с передним расположением ведущих колес была признана не самой удачной. К недостаткам подобной схемы относилось и то, что она сильно усложняла обслуживание электромоторов. Для их выемки требовался люк в лобовой части корпуса, который отнюдь не усиливал стойкость брони. Поэтому электромоторы и ведущие колеса перекочевали в кормовую часть танка.


Электромоторы Siemens-Schuckertwerke D1495a в трансмиссионном отделении

Увеличившаяся масса заставила Porsche K.G. проектировать новый бензиновый двигатель. Он был выполнен по схеме V-10 и имел воздушное охлаждение. Мотор получил тот же индекс, что и танк – Typ 101. Его объем вырос до 15 литров, а мощность – до 310 лошадиных сил при 2500 об/мин. Суммарно два установленных на танке мотора должны были выдавать 620 лошадиных сил. Каждый двигатель был сблокирован с генератором Siemens-Schuckertwerke aGV 275/24. Генераторы крепились с передней части двигателя. В изменённых надгусеничных полках разместились вентиляторы системы охлаждения, которые гнали воздух в моторное и трансмиссионное отделения. От генераторов ток поступал к двум электродвигателям Siemens-Schuckertwerke D1495a.


Конструкция кормовой части корпуса VK 45.01(P), второго из построенных

Из-за перекомпоновки пришлось переделывать корпус. Его длина и общая форма почти не поменялись, но кормовая часть претерпела ряд метаморфоз. Также немного изменилась форма лобовой части. Толщина лобового листа выросла до 100 мм, а бортов и кормы до 80 мм. Соответствующим образом оказалась переделано моторное отделение, которое стало моторно-трансмиссионным. Кроме того, довольно сильно увеличились по высоте надгусеничные полки. Для улучшения обзорности в скосах лобового листа появились смотровые приборы.


Этот же корпус спереди

Согласно первоначальному проекту в бортах корпуса предусматривались эвакуационные люки. Они появились здесь явно благодаря 6-му отделу Департамента вооружений. Достаточно вспомнить, что подобные люки имелись на Pz.Kpfw.I Ausf.F , Pz.Kpfw.II Ausf.J и VK 36.01, к созданию которых 6-й отдел имел прямое отношение. То, что наличие люка ослабляет борт, как и то, что пользоваться этими люками было неудобно, во внимание не принималось. Корпуса VK 45.01(P) изготавливались с вырезами под эвакуационные люки, но от этой идеи довольно быстро отказались, ни одного танка с такими люками построено не было. Отверстия пришлось заваривать прямо на заводе.

А вот от другого рудимента избавиться не удалось. Дело в том, что от Typ 101 новый тяжёлый танк по наследству получил лобовую часть корпуса характерной ступенчатой конструкции. С учетом скосов она состояла из 6 деталей. Ослабленные зоны смотрового прибора механика-водителя и пулеметной установки дополнялись верхним лобовым листом, расположенным под углом к нормали всего в 9 градусов.


Измененная конструкция подвески и опорных катков Typ 101

В отличие от корпуса, конструкция ходовой части изменилась довольно сильно. От поддерживающих катков конструкторы отказались, а опорные катки получили внутреннюю амортизацию. Полностью изменилась конструкция ведущих колес и ленивцев. Без изменений остались только траки, да и то, как выяснилось позже, лишь на время.

Метаморфозы

Гитлер распорядился изготовить по 6 образцов VK 45.01(H) и VK 45.01(P) с одинаковыми башнями. Впрочем, довольно быстро было решено построить сразу 100 VK 45.01(P) первой серии безо всяких прототипов. На тот момент детище Porsche K.G. имело больший приоритет. И дело тут отнюдь не в дружбе Фердинанда Порше с Гитлером, Тодтом и другими промышленниками. В отличие от фирмы Henschel, которая к тому моменту проектировал тяжелый танк уже пятый год, Porsche K.G. с поставленными задачами справлялась быстрее. А главное, машина Порше выглядела более удачной. Что же касается потенциальных подрядчиков, например, Krupp, то им было без разницы, чья машина победит. Так или иначе, контракты на изготовление корпусов доставались им.


Результаты обстрела лобовой части корпуса бронебойными снарядами 7,5 cm FK 16 n.A. Как можно заметить, поверхности под наклоном не были пробиты, в отличие от верхнего лобового листа

22 июля 1941 года с Krupp был заключён контракт SS-2105803/41 на изготовление 100 комплектов брони. На следующий день был заключён контракт SS-210–5905/41 на изготовление 100 башен вместе с вооружением. Орудия к ним поставляла фирма Wolf Buchau. Поставщиком моторов выступала фирма Simmering-Graz-Pauker AG из Вены, за электрооборудование, включая генераторы и электродвигатели, отвечала Siemens-Schuckertwerke. Ходовую часть изготавливала Škoda. Окончательная сборка производилась силами Nibelungenwerk в Санкт-Фалентин, Австрия.

Быстрее всех со своей работой справился концерн Krupp. Первые 4 корпуса VK 45.01(P) были готовы в декабре 1941 года, еще 3 в январе 1942, 12 в феврале и 9 в марте. Всего до июля 1942 года было построено 64 корпуса.


Схема трансмиссии Typ 102

С корпусами весной 1942 года случился крайне неприятный конфуз. На полигоне в Куммерсдорфе был проведен обстрел с дистанции 100 метров бронебойными снарядами полевой пушки 7,5 cm FK 16 n.A.. Нижний лобовой лист пробить не удалось, а вот верхний покрылся пробоинами. На совещании 7 мая было принято решение о поверхностной закалке лобовых листов. Частично такие детали начали вводить в корпуса начиная с номера 150050, а полностью – с 150060. В июле прошли испытания обстрелом, которые показали, что ситуация улучшилась. Тем не менее, все построенные Nibelungenwerk танки имели старые корпуса.


Гидромеханическая трансмиссия Voith в сборе

Лишь закалкой изменения не ограничились. Ещё в марте 1942 года было принято решение половину Pz.Kpfw.VI Ausf.P (использовалось именно такое обозначение) построить в варианте Typ 102, заводское обозначение Sonderfahrzeug II HA. Typ 101, в свою очередь, стал обозначаться как Sonderfahrzeug II EA. Буква E означала электрическую трансмиссию, а H – гидромеханическую, фирмы Voith. Общая масса всех элементов электрической трансмиссии достигала 4,6 тонны. Вместе с тем, гидромеханическая трансмиссия, хоть и была более чем в 2 раза легче электрической, тоже оказалась весьма громоздкой, да в добавок имела лишь 2-скоростную коробку передач.

23 марта Krupp получил указание подготовить 50 корпусов для оснащения трансмиссией Voith. К маю было готово 10 корпусов, Voith получила заказ на изготовление трансмиссий. Согласно данным CIOS, было изготовлено 20 комплектов гидромеханических трансмиссий. Правда, на танки они так и не попали. Была получена команда оставить для оснащения гидромеханической трансмиссией всего один корпус, остальные переделать обратно. Позже трансмиссию испытали на истребителе танков Ferdinand. Машина прошла 2000 километров, при этом результаты показали, что работает разработка Voith хуже, чем трансмиссия Pz.Kpfw.Tiger Ausf.E.


Проект установки орудия 10,5 cm Kw.K. 16/775

Еще одной альтернативной разработкой, также не пошедшей в серию, стало другое вооружение. 30 октября 1941 года заводское КБ Škoda подготовило проект 105-мм орудия 10,5 cm Kw.K. 16/775. Пушка с длиной ствола 40,6 калибров вписывалась в башню Krupp при условии некоторой переделки орудийной маски и появления другой командирской башенки. Дальше эскизного проекта эта разработка не пошла. Характеристики этого орудия выглядели не особо впечатляющими по сравнению с 8.8 cm Kw.K. 36 L/56.


Первый образец VK 45.01(P), апрель 1942 года. Это уже была не опытная, а первая серийная машина

Главной проблемой VK 45.01(P) стала спешка, с которой этот танк запускали в серию. При этом причину, по которой немецкое руководстве решило начинать серийное производство этого танка, минуя изготовление опытных образцов, можно легко понять. Очень скоро после нападения на СССР немцы поняли, что потенциал Красной армии оказался ими недооценен. Это было связано в том числе и с танками Т-34 и КВ-1. Тяжёлый танк требовался вермахту как воздух.


На башне видна цифра 1, это означает, что на танке первая башня

Узким местом спешно отправленного на конвейер танка стал двигатель, выпускавшийся Simmering-Graz-Pauker. Первый тестовый образец был построен в декабре 1941 года, и сломался он спустя несколько минут после запуска. Несколько месяцев Porsche и Simmering работали над устранением недостатков. 9 марта 1942 года на сборочное предприятие был доставлен второй двигатель, который работал как часы. Спустя 2 дня прибыл третий мотор, также не имевший никаких проблем. 10 апреля оба двигателя отправились на Nibelungenwerk. В тот же день концерн Krupp отгрузил первую башню.


Эта же машина сзади. Она оказалась единственной, на которую ставились траки шириной 500 мм

18 апреля танк был готов и отправился в ставку Гитлера. Эта машина получила развитые крылья, выступавшие за габариты корпуса. Демонстрация, прошедшая 20 апреля, в день рождения фюрера, в целом оказалась успешной, но далеко не всё прошло гладко. Выяснилось, что проблемы с двигателем никуда не делись, и особенно это касалось системы охлаждения. Кроме того, для столь тяжелой машины траки шириной 500 мм оказались слабоватыми. В конструкцию машины требовалось срочно вносить изменения. И все это на фоне того, что в мае 1942 года Nibelungenwerk должна была выпустить первые 10 танков.

А к этому времени годами топтавшаяся на месте фирма Henschel смогла догнать конкурента. 20 апреля вместе с первым образцом VK 45.01(P) перед Гитлером красовался и первый опытный образец VK 45.01(H). Детище Henschel было легче и оснащалось практически такой же башней, как танк Порше.

Борьба с дефектами и с административным ресурсом

Обнаружение в ходе испытаний дефектов сорвало план по выпуску 10 танков в мае 1942 года. Между тем, Krupp в апреле 1942 года сдал 2 заказанные башни, и ещё 8 – в мае. В июне поставки башен не производились. В изначальную конструкцию башен вносились изменения, особенно это заметно по форме крыши. Если раньше в крыше имелся выступ под пушку, то теперь этот выступ занял собой всю ширину башни. Это позволило немного увеличить объем боевого отделения. Эти изменения были внедрены в конструкцию башен, начиная с №11 (для танков Порше это была девятая башня). Тогда же переделке подверглась орудийная маска. Две первые измененные башни были построены в июле 1942 года.


Фердинанд Порше осматривает второй серийный образец Pz.Kpfw.VI(P1), начало июня 1942 года

Второй танк, на тот момент именовавшийся как Pz.Kpfw.VI(P1), был закончен в начале июня 1942 года. Он несколько отличался от первой серийной машины. Выступающие по всей длине корпуса крылья были заменены на раздельные передние и задние брызговики. Ширина траков увеличилась до 600 мм. Это изменение было необходимо, поскольку реальная боевая масса танка значительно превысила проектную и составила почти 60 тонн. У танка появился забашенный ящик от Pz.Kpfw.IV. Наконец, машина получила комплект инструментов, в основном размещавшийся на бортах корпуса, а также задних брызговиках.


Вторая машина довольно сильно отличалась от первой

Танк отправился на Куммерсдорфский полигон, где проходил испытания. Здесь снова дали знать о себе проблемы с двигателем и системой охлаждения. Эти проблемы, впрочем, были известны и ранее. В июне 1942 года один из серийных двигателей был подвергнут испытаниям. Мотор выдал мощность 311 лошадиных сил, но дальше начались проблемы. Карл Рабе, правая рука Фердинанда Порше, выявил основную причину возникавших неполадок. Из-за недостаточной площади охлаждения и пузырения масла, выполнявшего роль охлаждающей жидкости, перегревался распределительный вал. В результате после 50 часов работы двигатель начинал резко терять мощность и ломался.


Модернизированный двигатель Typ 101/2. Некоторые отечественные историки приняли приводы к вентиляторам системы охлаждения за ременный привод двигателя

Проблему с двигателем предполагалось решить путём его модернизации. Мотор с двумя дополнительными вентиляторами, установленными над генератором, получил обозначение Typ 101/2. По габаритам он был схож с Typ 101, но для установки улучшенного мотора всё же потребовалось немного переделать моторное отделение. 23 июля контракт вновь был изменён. Теперь 30 машин должно было быть построено в версии Typ 101, 10 – в версии Typ 102, а оставшиеся 60 танков, получавших мотор Typ 101/2, обозначались как Typ 103. Поскольку все эти модификации особо не отличались от Typ 101, их заводское обозначение осталось прежним – Sonderfahrzeug II EA.

Из-за необходимости переделки корпусов Krupp прекратил их отгрузку. Предполагалось, что поставки корпусов для Typ 103 начнутся с 5 октября 1942 года, а 45 шасси будут готовы в период с февраля по март 1943 года.

Существовал и запасной вариант, впервые упомянутый еще 23 марта 1942 года. Речь идет о танках Typ 130 и Typ 131, носивших заводское обозначение Sonderfahrzeug 101 WE и Sonderfahrzeug 101 WH соответственно. Их особенностью должны были стать двигатели жидкостного охлаждения. При этом Typ 131 (Sonderfahrzeug 101 WH) был, скорее, подстраховкой. На практике делать собирались только машину с электрической трансмиссией, Sonderfahrzeug 101 WE.


Сборка Pz.Kpfw.VI P на заводе Nibelungenwerk. В верхнем углу – полноразмерный макет VK 30.01(P)

Некоторые историки утверждают, что уже после демонстрации 20 апреля нацистское руководство сделало выбор в пользу Pz.Kpfw.VI(H1), отказавшись от проблемной машины. На самом деле это не так. Да, у детища Фердинанда Порше хватало болячек. Но это нормально для принципиально новых танков, тем более запущенных в серию без опытного образца. Больше того, как раз электрическая трансмиссия, которую часто высмеивают, работала надежно – в отличие от трансмиссии танка Henchel.

Не надо думать, что с производством машин Henschel все было хорошо. Первые танки были сданы в августе 1942 года, всего их в этом месяце было сделано 8 штук. За тот же период Nibelungenwerk закончила 4 танка. В сентябре было изготовлено 3 и 4 танка соответственно.

15 августа 1942 года танк Порше получил обозначение Pz.Kpfw.VI P и сквозной индекс Sd.Kfz.181. Тот же самый сквозной индекс получил и конкурент Pz.Kpfw.VI H. Другими словам, на вооружение вермахта были приняты оба танка.


Наглядная демонстрация того, что Pz.Kpfw.VI P был принят на вооружение. Обратите внимание на дату издания

То, что «Тигр» разработки Henschel уже имел к этому времени больший приоритет, не секрет. Эта машина создавалась при прямом контроле со стороны 6-го отдела Департамента вооружений и лично Генриха Книпкампа. В апреле 1942 года, еще до демонстрации Гитлеру, на Henschel «свалился» контракт на выпуск еще 200 танков, 124 машины «отсыпали» фирме в августе 1942 года. 8 февраля 1942 года в авиакатастрофе погиб Фриц Тодт, который был одним из покровителей Порше и Танковой комиссии. Тем не менее, Департамент вооружений всё ещё выжидал. 5 из выпущенных Pz.Kpfw.VI P отправились в Дёллерсхайм, где поступили в распоряжение 503-го батальона тяжелых танков. Это недвусмысленно намекает на то, что осенью 1942 года танки разработки Porsche K.G. по-прежнему рассматривались в качестве альтернативы.


Один из танков, использовавшихся в качестве тестовых лабораторий. Машина выпуска августа-сентября 1942 года с «широкими» крыльями

Начиная с шестой выпущенной машины внешний вид Pz.Kpfw.VI P немного поменялся. После испытаний стало ясно, что идея с обрезанными «крылышками» оказалась не самой удачной, танкам вернули крылья, которые тянулись через весь корпус. Вносились изменения в конструкцию, улучшалась надежность силовой установки. Все проблемы двигателя решить не удалось, но следует помнить, что в дальнейшем предполагалось выпускать улучшенные Typ 103, у которых болячки с системой охлаждения удалось вылечить. К тому же оставалась альтернатива в виде Typ 130 с двигателем жидкостного охлаждения.

Из выпущенных с апреля по сентябрь 9 танков 4 использовались как опытные образцы, на которых тестировались различные агрегаты. В октябре 1942 года был выпущен последний, десятый танк. Машину изготовили в командирском варианте, она получила серийный номер 150013.


В ходе испытаний в 503-м тяжёлом танковом батальоне

Тогда же, в октябре 1942 года, Департамент вооружений оказался в щекотливой ситуации. В серийном производстве находились 2 танка с одинаковым вооружением, практически равноценных по броне, при этом каждый со своими достоинствами и недостатками. Было решено провести совместные испытания разных танков, при этом 14 октября выпуск Pz.Kpfw.VI P был приостановлен. 8 ноября танки, среди которых было 2 Pz.Kpfw.VI P и 2 Pz.Kpfw.VI H, прибыли в Берке. В ходе испытаний на подъем оба танка Порше преодолели препятствие, чего не смог сделать ни Pz.Kpfw.VI H, ни VK 36.01.

Уже в процессе сравнительных испытаний было ясно, что задумывались они именно как предлог для прекращения выпуска Pz.Kpfw.VI P. К тому моменту было решено, что делать с 91 изготовленным шасси. На их базе было решено строить истребители танков 8,8 cm StuK 43 Sfl L/71 Panzerjäger Tiger (P), более известные как Ferdinand. 90 башен переделывалось силами Wegmann для установки на Pz.Kpfw.VI H (с декабря 1942 года обозначавшиеся как Pz.Kpfw.Tiger Ausf.E). Как раз с ноября Henschel нарастил темпы производства своих танков, сдав 17 машин, а в декабре их было построено уже 38.

Да, налицо была нечистоплотная конкуренция. Но, в конце концов, шла война, и немецкому руководству следовало определиться, какой из двух похожих танков останется в серии.

Одному Pz.Kpfw.VI(P) всё же удалось попасть на фронт. Речь идет о Pz.Bef.Wg.VI (P), последней построенной машине. Она участвовала в испытаниях ноября 1942 года, далее танк оказался на Куммерсдорфском полигоне. В 1943 году машина тоже использовалась в различных испытаниях. В начале 1944 года танк вернулся на Nibelungenwerk, где его переделали. Вместо моторов Typ 101 были установлены два двигателя Maybach HL 120TRM, а также увеличена до 200 мм толщина лобового листа корпуса. Похожие метаморфозы проводили и с самоходными установками Ferdinand, которые тогда же переименовали в Elefant. Поскольку боевая масса Pz.Bef.Wg.VI (P) выросла, танк получил траки шириной 640 мм, такие же, как на Ferdinand/Elefant. Машину покрыли циммеритом.


Pz.Bef.Wg.VI (P), единственный реально воевавший танк Фердинанда Порше

Переделанный подобным образом командирский танк в апреле 1944 года отправили на фронт. Там он оказался в составе 653-го батальона истребителей танков. Машина попала в компанию «близких родственников» - батальон был вооружён истребителями танков Elefant. В этой же части оказались еще три машины на базе Pz.Kpfw.VI(P) – БРЭМ Bergepanzer VI. Судьба у всех этих машин оказалась примерно одинаковой. 13 июля началась Львовско-Сандомирская операция . Никаких подробностей первого и одновременно последнего случая боевого применения Pz.Bef.Wg.VI (P) не сохранилось. Можно лишь утверждать, что танк был раздавлен катком советского наступления: ещё 18 июля он числился в составе батальона, а 22 июля его, как и двух Bergepanzer VI, там уже не было.


Хорошо видны новые траки и усиленное бронирование лба корпуса

Реальная история «Тигра» разработки фирмы Фердинанда Порше слегка отличается от того, что рассказывают некоторые историки. Не было ни сложной постоянно ломающейся электротрансмиссии, ни выпуска 100 шасси до принятия решения о прекращении выпуска танка, ни однозначной победы над конкурентом «Тигра» фирмы Henschel. Зато имели место спешка и грязная конкурентная борьба.

После войны не стало ни 6-го отдела, ни Департамента вооружений, ни Гитлера, ни Третьего рейха. А вот значительная часть немецких фирм осталось. Когда во второй половине 50-х началась работа по созданию танка 30-тонного класса, известного как Standardpanzer, в конкурсе победила машина группы A. Основным разработчиком её шасси была фирма Porsche, а башню создавала Wegmann. В 1965 году танк был принят на вооружение как Leopard. То же самое имя за два с лишним десятилетия до того носил танк-первенец Porsche K.G.

Источники и литература:

  1. Материалы BAMA (Bundesarchiv)
  2. Материалы NARA
  3. Материалы VHU Prahan (Vojenský historický archiv)
  4. Архив Юрия Тинтеры (Jiri Tintera)
  5. Panzerkampfwagen VI P (Sd.Kfz.181): The history of the Porsche Typ 100 and 101 also known as the Leopard and Tiger (P), Thomas L. Jentz, Hilary L. Doyle, 1997, Darlington Productions, Inc, 1–892848–03–1
  6. Panzer Tracts No. 6 - Schwere-Panzerkampfwagen D.W to E-100, Thomas L. Jentz, Hilary L. Doyle, Panzer Tracts, 2001, ISBN 0–9708407–1–3
  7. Germany’s Tiger tanks, D.W. to Tiger I: design, production & modifications, Thomas L. Jentz, Hilary L. Doyle, Schiffer Publishing, 2000, ISBN 0–7643–1038–0
  8. Der Panzer-Kampfwagen Tiger und seine Abarten, Walter J. Spielberger Motorbuch verlag, 1987, ISBN 3–87943–456–5
  9. Professor Porsche’s Wars: The Secret Life of Legendary Engineer Ferdinand Porsche Who Armed Two Belligerents Through Four Decades, Karl Ludvigsen, Pen and Sword, 2015, ISBN 978–1783030194

13-12-2016, 11:23

Доброго времени суток и добро пожаловать на сайт! Друзья, сейчас мы поговорим о настоящем немецком качестве, которое в нашей игре подвергается серьезному испытанию. Речь пойдет о немецком тяжелом танке седьмого уровня и это Tiger (P) гайд .

Данная машина прокачивается по ветке, которая завершается легендарным, сверхтяжелым немецким танком Maus, а стало быть, Tiger (P) ТТХ также должны славиться своей броней. Отчасти это утверждение верно, но так ли все серьезно на самом деле?

ТТХ Tiger (P)

Для начала, каждый, кто решил выкатывать этого тяжа в бой должен знать, что на нашей стороне свойственный немецкой технике увеличенный запас прочности и что немаловажно, хороший базовый обзор в 380 метров.

Если же рассматривать Tiger (P) характеристики бронирования, по задумке, в наших руках действительно должен оказаться крепкий танк и он действительно гораздо крепче обычного тигра. Однако все относительно и заявленная 210-миллиметровая толщина бронеплит тут только в двух плоскостях, отмеченных красным цветом. Если довернуть корпус, мы действительно сможем уверенно сдерживать одноклассников, но многие танки восьмого уровня и уж тем более девятки, пробивают нас довольно легко. Тем более что щеки у Tiger (P) World of Tanks , отмеченные оранжевым, вообще имеют толщину всего 80 мм и выпирают очень сильно.

Если говорить о защищенности башни, снова наблюдается какая-то неразбериха. Маска орудия представляет собой сплошной экран, но ее тоже довольно часто шьют, а иногда даже машины уровнем ниже. Но самой большой проблемой башни заслуженно считается огромная командирская башенка. Другими словами, тяжелый танк Tiger (P) вроде бы имеет броню во лбу, а вроде бы и нет.

Касательно боковой проекции также есть что сказать. Борта у нас имеют толщину 80 миллиметров, что позволяет этому аппарату уверенно танковать при постановке корпуса ромбом. Но будьте осторожны, если довернете слишком сильно, приведенка снизится, а в левой передней части корпуса расположена уязвимая боеукладка.

Стоит также отметить, что Tiger (P) танк большой, высокий и длинный, спрятать такой сарай порой бывает очень нелегко, да и артиллерия любит выбирать нас своей целью.

Отдельного внимания удостаивается подвижность нашего тяжа. Назвать его сверхмедленным было бы неправильно, однако, максималка у него посредственная, из-за большого веса динамика сильно проседает, да и маневренность у Tiger (P) WoT слабая, так что еще раз вспомним про арту.

Орудие

Ну что же, если в плане общих характеристик машина не слишком хороша, скорее всего, пушка у нее будет достойная. Отчасти так и есть, немецкое вооружение всегда славится своей точностью и не только.

Tiger (P) орудие на фоне стволов одноклассников не выделяется большим альфастрайком, но скорострельность у нас нормальная, так что наградой становится примерно 2000 единиц урона в минуту без досылателя и перков.

По-настоящему выделяется наша пушка своими параметрами пробития, на самом деле, тяжелый танк Tiger (P) World of Tanks может достойно воевать даже против девяток, не используя голду. Но если вы хотите больше комфорта, лучше возить с собой 10-20 подкалиберов.

Среди параметров комфорта стрельбы особенно хотелось бы отметить приятный разброс и отличную конечную точность. Вот только сводится Tiger (P) WoT не так быстро, как хотелось бы, а еще пушка гнется вниз всего на 6 градусов, что тоже не предел мечтаний.

Преимущества и недостатки

Чтобы игра на танке проходила более уверенно, вы знали, на какие его качества можно рассчитывать, а какие стороны лучше не показывать врагу, необходимо выделить основные преимущества и недостатки Tiger (P) WoT , чем мы сейчас и займемся.
Плюсы:
Большой запас прочности;
Хорошая лобовая броня при бое вверху списка;
Неплохой обзор;
Высокая точность орудия;
Неплохой урон в минуту;
Отличные параметры пробития.
Минусы:
Сарайные габариты;
Броня слабая при бое внизу списка;
Плохая подвижность;
Маленький альфастрайк;
Посредственные комфортные УВН.

Оборудование для Tiger (P)

Разумеется, очень важно перед выходом в бой укомплектовать свою боевую машину дополнительными модулями, в каком-то смысле, это даже может повлиять на исход сражения. Таким образом, на тяжелый танк Tiger (P) оборудование лучше поставить следующее:
1. – сделает из нас еще более грозного противника, ведь благодаря этому модулю неплохо возрастет скорострельность и ДПМ.
2. – как уже говорилось ранее, у этого танка не самая лучшая скорость сведения, улучшив ее, будете результативнее реализовывать урон.
3. – у нас уже есть хороший обзор, а сделав его еще лучше, мы получи преимущество над одноклассниками и сможем не отставать от более высокоуровневой техники.

Как это часто бывает, третьему пункту есть хорошая альтернатива – . Да, мы потеряем в дальности обзора, но зато приобретем еще больше огневой мощи, что также имеет смысл.

Обучение экипажа

Правильный выбор умений для сидящих внутри машины танкистов является еще более важным и ответственным моментом. Для Tiger (P) перки стоит подбирать так, чтобы повысить живучесть нашего танка, все-таки это тяж, увеличить его общие параметры, а также не будет лишним сделать орудие еще более комфортным:
Командир – , , , .
Наводчик – , , , .
Механик-водитель – , , , .
Радист – , , , .
Заряжающий – , , , .

Снаряжение для Tiger (P)

Разумеется, без расходников в бой выезжать тоже нельзя, особенно учитывая тот факт, что в наших руках тяжелый танк, призванный сдерживать натиск врага, так что как минимум , и купить нужно обязательно. Но еще больше уверенности, а в случае необходимости и надежности, можно получить только, если возить на Tiger (P) снаряжение из , , . Кстати, последний можно заменить на , хуже не будет.

Тактика игры на Tiger (P)

Учитывая все сказанное выше, сильные и слабые стороны нашего немца, стиль игры на нем в корне отличается в зависимости от того, в какой бой мы попали.

Когда речь идет о бое вверху списка, на Tiger (P) тактика ведения боя сводится к доминированию. Мы, как и положено тяжелому танку, можем смело ползти на передовую и сдерживать врага своей броней, обязательно доворачивая корпус, пританцовывая и уходя в укрытия на время перезарядки.

Если же говорить о сражении внизу списка, немецкий тяжелый танк Tiger (P) WoT становится гораздо менее грозным. Тут нас легко будут пробивать очень многие и по этой причине лучше оставаться за спинами более крепких союзников, отыгрывая роль поддержки.

Не менее результативно можно вести бой на больших дистанциях, пушка у Tiger (P) World of Tanks меткая, благодаря хорошему пробитию способна разить врага, если выцеливать уязвимые точки или заражать голду.

Но в любом случае, вы всегда должны отслеживать ситуацию вокруг себя. Нельзя вступать бой с превосходящими силами противника в невыгодной для себя позиции, враги просто могут вас закрутить. Помните также, что Tiger (P) танк имеет слабую подвижность, так что выбирать направление нужно тщательно, но особенно стоит бояться артиллерии.

Здравствуйте, танкисты!

На данный момент в представлено семь наций и чуть менее пяти сотен бронемашин, каждая из которых по-своему уникальна. Некоторые нации и танки добавлены совсем недавно, а некоторые существуют с самого старта игры. Одной из самых первых была ветка легендарного и несокрушимого «Мауса», на седьмом уровне которой расположен очень интересный танк Tiger (P) , и сегодня мы поговорим именно о нем.

Историческая справка

Двумя конкурирующими конструкторскими бюро - «Порше» и «Хеншель» одновременно разрабатывался вариант тяжелого танка. Зимой 1942 года началось изготовление опытных образцов, получивших название VK 4501 (P) («Порше») и VK 4501 (H) («Хеншель»). Опытные образцы были продемонстрированы Гитлеру 20 апреля 1942 года (в день рождения фюрера), специально провели показательные стрельбы. Оба образца показали отличные результаты, и решение о выборе образца для серийного производства принято не было. Гитлер настаивал на параллельном производстве обоих типов, военное руководство склонялось к машине Хеншеля, в то время как фюреру был более близок вариант Порше.

Испытания были продолжены в апреле - июне, параллельно фирма «Нибелунгенверке» начала сборку первых серийных «Тигров» Порше. Но планы рухнули 23 июня 1942 года, так как на совещании у Гитлера было решено иметь в серийном производстве только один тип тяжёлого танка, которым стала машина фирмы «Хеншель». Причиной этого считаются проблемы с электромеханической трансмиссией танка Порше, требующей большого количества дефицитной меди, а также малый запас хода танка и необходимость разворачивания серийного производства двигателей для него. Определённую так же роль сыграл и конфликт Фердинанда Порше, лишившегося покровительства Рейхсминистра Фрица Тодта, и немецкого Управления Вооружения. В итоге было построено всего 10 машин, из которых лишь одна являлась опытной. Однако в дальнейшем на базе танка PzKpfw VI «Tiger» (P) была создана тяжёлая самоходная артиллерийская установка (САУ) , всего 90 единиц. На тот момент - самая мощная САУ в мире и первая боевая машина, толщина брони которой достигла 200 мм.

Разбор ТТХ танка

Подробный обзор ТТХ приведен ниже, здесь же поговорим об основных и наиболее важных характеристиках.

Бронезащита. По задумке, в ваших руках должен оказаться крепкий и непробиваемый танк, который гораздо крепче обычного тигра. Однако все относительно, да он крепче первого «Тигра», но заявленная толщина бронеплит тут только в двух плоскостях (прямой и наклонный лист ВЛД). Довернутый корпус уверенно справляется со снарядами одноклассников, однако танки восьмого уровня и уж тем более девятого, пробивают нас довольно легко. К тому же «щеки» башни у Tiger (P) не только имеют толщину всего 80 мм, но и расположены под углом, что также мешает «танковать» ромбом, так как выцелить их не составит труда. Бронирование башни тоже спорный вопрос. Маска орудия - сплошной экран, но ее довольно часто пробивают, иногда даже машины уровнем ниже. Но и не это самое главное, ведь основной проблемой башни заслуженно считается огромная командирская башенка. Другими словами, тяжелый танк Tiger (P) - странный предмет, вроде бы имеет броню во лбу, а вроде бы и нет.

Огневая мощь. Танк оснащен весьма комфортным орудием 8,8 cm Kw.K. 43 L/71, которое имеет отличное пробитие, хороший разовый урон в 240 единиц и характерную немецкую точность.

Основные ББ снаряды обеспечивают пробитие в 203 мм, как уже было сказано отличный показатель, означающий, что, зачастую, можно экономить на премиум боеприпасах даже против машин выше уровнем. Для особо крепких восьмерок и девяток, к которым, увы, мы тоже попадаем, необходимы «голдовые» БП снаряды с пробитием 237 мм, что тоже достаточно хорошо. Последний тип боеприпаса - фугасы с пробитием 44 мм и альфой в 295 единиц.

Точность орудия - 0,33 м на 100 м - хороший показатель для тяжа, время сведения в стоке, довольно долгое: 2,7 с. Минимальное время сведения с оборудованием, прокаченным экипажем и расходниками 2,32 с. В стоковом состоянии зарядка орудия проходит за 8,22 с, с «полным фаршем» всего за 6,8 с.

Углы склонения посредственные: -6° вниз и 17° вверх, что не позволит легко перестреливаться на холмистой местности.

Динамика. Тут все довольно печально. При массе в 62 т, двигатель 2x Porsche Typ 100/3 мощностью 670 л.с., обеспечивает удельную мощность в 10,8 л.с./т и разгон до 35 км/ч вперед, а также до 12 км/ч заднего хода, что довлльно посредственно. К тому же и на месте танк вращается вяло - 22,95°/с.

Обнаружение. Базовый обзор в 380 м - неплохой показатель на VII уровне, к тому же его легко улучшить оборудованием и прокачкой экипажа до 439 м при «полном фарше».

Маскировка типичная для ТТ VII уровня, танк большой и длинный, так что засветить нас не составит труда, в прочем это все же ТТ, который танкуя лоб в лоб и так постоянно будет находится в «засвете».

Прокачка. Tiger (P) исследуется после VK30.01(P) за 45 100 единиц опыта. В первую очередь следует открыть ходовую для установки модулей потяжелее, затем орудие и башню. Двигатель, который поправит ситуацию с динамикой, а также рация будут исследованы на других, в том числе предшествующих, танках нации.

Выбор оборудования, снаряжения и перков экипажа

Прокачка экипажа. Данный сетап перков улучшит все сильные стороны машины:

  • Командир: «Лампочка», «Боевое братство», «Ремонт», «Орлиный глаз»
  • Наводчик: «Ремонт», «Боевое братство», «Плавный поворот башни», «Снайпер»
  • Мехвод: «Ремонт», «Боевое братство», «Плавный ход», «Король бездорожья»
  • Радист: «Ремонт», «Боевое братство», «Радиоперехват», «Изобретатель»
  • Заряжающий: «Ремонт», «Боевое братство», «Бесконтактная боеукладка», «Отчаянный»

Выбор оборудования. Данному танку я рекомендую следующий набор оборудования: «приводы наводки», чтобы улучшить время сведения, «вентиляцию», повышающую общие параметры экипажа и «досылатель», повышающий скорострельность. Такой комплект усилит достоинства танка и повысит комфорт игры.

Выбор снарядов. Боекомплект нашего танка вмещает в себя 68 снарядов, с уверенностью могу сказать, что этого хватит практически на любой бой, даже внизу списка. В каком соотношении компоновать БК каждый из вас решит самостоятельно, я могу лишь порекомендовать такой набор снарядов:

Сетап снарядов для игры в рандоме (ББ/БП/ОФ):

  • «Тяжелый танк в топе» - 50/15/3
  • «Тяжелый танк в низу списка» - 40/25/3

Выбор снаряжения. Набор снаряжения типичный для любого танка - ремкомплект , аптечка и огнетушитель .

Исходя из указанных выше характеристик, а также учитывая сильные и слабые стороны нашего немца, стиль игры на нем кардинально отличается в зависимости от того, в какой бой мы попали. Первый, и наиболее удачный для вас, вариант развития событий - «топ». Когда речь идет о бое вверху списка, тактика ведения боя сводится к всем известному выражению: доминируй, властвуй и унижай. Как и подобает тяжелому танку, мы можем смело ползти в самое пекло сражения и, сдерживая врага своей броней, раздавать снаряды каждому желающему, обязательно доворачивая корпус, и уходя в укрытия на время перезарядки. Броня будет прощать некоторые ошибки, а пробивать наступающие на вас красные полчища можно будет чуть ли не «стреляя в силуэт».

Но если же нам выпадает второй вариант, и мы оказываемся на «дне» списка, то тут же наш тяжелый немецкий друг превращается из жуткой машины уничтожения в гораздо менее грозный, скромный танк поддержки. Тут нас с легкостью будут пробивать многие, очень многие, практически все, даже высокоуровневый ЛТ безобидно осматривающий окрестности, и по этой причине лучше оставаться за спинами более крепких товарищей, всегда приходящих на помощь, и любезно принимающих весь урон в себя, отыгрывая роль поддержки и выдавая урон после разрядки противника. Здесь не стоит хвастаться 200 мм лобового бронирования и уж точно не ползти со всей доступной скоростью в первые ряды атаки, если вам конечно не хочется побыстрее сменить танк или пойти покушать.

К слову, на больших дистанциях, бой можно вести не менее результативно, пушка у «Тигра», как и подобает любому немцу, меткая, и позволяет выцеливать уязвимые точки противника. А благодаря хорошему пробитию, экипаж практически любого вражеского танка по достоинству оценит мощь вашего боеприпаса, как бронебойного, так и подкалиберного. Тут все предельно просто, находим куст, который вам очень нравится, желательно побольше, пристраиваемся поудобней, и вуаля, вы - ПТ-САУ, большая, страшная и неуклюжая, но все же.

Но в любом случае, вы всегда должны отслеживать ситуацию вокруг себя и не терять бдительность. Вступать в бой с превосходящими вас силами противника при отсутствии выгодной позиции - запрещается, ведь танк у нас, как мы помним, неуклюжий, большой и медлительный. Ни тебе отбиться от назойливого ЛТ - попросту закружит, ни податься в отчаянное бегство - нет ни скорости, ни динамики. Исходя из этого следует понимать, что выбор направления нужно совершать обдуманно, маневр для смены фланга будет зачастую совершить невозможно.

Достоинства:

  • точное и скорострельное топовое орудие;
  • хороший обзор;
  • большой запас прочности;
  • достойное бронепробитие;

Недостатки:

  • плохие ходовые качества;
  • маленькая скорость вращения башни;
  • угловатые формы танка (вероятность рикошета ниже);
  • маленький разовый урон топового орудия по сравнению с другими нациями;

Как итог мы имеем следующее: Tiger (P) машина достойная своей ветки развития, прекрасно демонстрирующая ее геймплейные особенности, и понемногу вносящая суть брони в геймплей. Танк довольно интересный, разносторонний, и весьма зависимый от уровня боя, но, как и большинство машин своего уровня - проходной. Он не доставит вам много хлопот, и не заставит вас сожалеть о выборе именно этой ветви исследования, к тому же с ним легко справится как новичок, так и уж тем более опытный игрок. Главное с умом подходить к выбору позиций, оценивать свои способности, и не забывать о достоинствах и недостатках машины.

Удачи на полях сражений!

Тигр Порше (Tiger (P)) в реальности являлся проектируемой альтернативой Тигру Хеншеля. В итоге, именно последний был принят на вооружение и массово участвовал в реальных сражениях . А Тигр Порше так и остался на стадии проекта. Но в игре разработчики исправили этот недостаток, так что каждый может прокачать этот тяжелый немецкий танк седьмого уровня и участвовать на нем в виртуальных сражениях.

В целом, Тигр Порше является сбалансированной машиной , так что вряд ли будет подвергаться серьезным балансным правкам. Серьезные плюсы в виде точного пробивного орудия и крепкой брони уравновешиваются не менее серьезными минусами в виде расположения трансмиссии спереди и слабой динамики, из-за которой данный танк является желанной целью для артиллерии. Но обо всем по порядку.

Начнем с плюсов , которых у Тигра Порше все-таки больше. Во-первых , это топовое орудие KwK 43 L/71 калибром 88 мм, которое обычным снарядом пробивает 203 мм и подкалиберным – 237 мм . Средний урон составляет 240 единиц при скорострельности в 6.98 выстрелов в минуту. В итоге, урон в минуту составляет 1675 единиц . Хорошая точность (0.34) уравновешивается долгим сведением (2.9).

Урон в минуту сложно назвать хорошим, он откровенно невысокий. Например, у советского ИС он составляет около 1900 единиц. Но прекрасная точность и пробитие позволяет Тигру Порше поражать цели на любых дистанциях, на что тот же ИС уже не способен. Портит впечатление только сведение в 2.9 секунды, при перестрелках на средней дистанции, когда вас заметили и нужно выстрелить как можно быстрее, это может быть серьезной проблемой. Но, в конце концов, великолепные пробитие и точность должны чем-то уравновешиваться.

Во-вторых , бронирование оставляет приятные впечатления: во лбу корпуса есть несколько пластин толщиной в 200 мм. Заявленная броня лба башни заметно тоньше: всего 100 мм, но это компенсирует прочная маска орудия. Броня бортов и кормы (это же касается и башни) составляет 80 мм. Но проблема в том, что у Тигра Порше в лобовой проекции есть несколько больших уязвимых зон: нижняя лобовая деталь (80 мм), небольшие скошенные пластины по бокам от планки над верхней лобовой деталью (всего 60 мм) и большие приборы наблюдения (брони там нет вообще, пробиваются абсолютно всеми). Да и маска орудия имеет дифференцированное бронирование, так что ее пробитие не является такой уж редкостью.
Опытный противник в ближнем бою без труда пробьет вас, если даже вы спрячете нижнюю лобовую деталь, в «фары», то есть те самые скошенные пластины. В клинче Тигр Порше легко пробивается и в приборы наблюдения. Но, во-первых, процент опытных игроков в рандомных боях, мягко говоря, невысок. Во-вторых, на средней и дальней дистанции попадание в уязвимые зоны уже будет чистой случайностью. Как и многие хорошо бронированные танки, Тигр Порше может эффективно играть «от брони» на средней и дальней дистанции.

В-третьих , обзор топовой башни составляет 380 метров , при увеличении его с помощью просветленной оптики – уже 418 метров. На открытых картах это является существенным преимуществом. Прибавьте сюда еще и точное пробивное орудие. В-четвертых, это запас прочности в 1450 единиц, что на только 50 единиц меньше максимального показателя для данного уровня.

Основным недостатком Тигра Порше является слабая подвижность. Заявленной максимальной скорости в 35 км/ч можно достигнуть только с горки, так как удельная мощность составляет чуть менее 11 л.с. на тонну. Скорость поворота ходовой составляет 22 градуса в секунду, при этом проходимость настолько маленькая, что на слабых грунтах скорость падает до чуть ли не 10 км/ч. Даже башня поворачивается медленно (23 градуса в секунду), так что если вам собьют гусеницу, то закрутить Тигр Порше будет не проблемой.

Другим недостатком является переднее расположение трансмиссии. Что тут сказать, Тигр Порше является немецким танком, поэтому часто горит при попадании в нижнюю лобовую деталь. Нередко критуется и боеукладка, которая расположена в передней части корпуса, а также в башне. Подставлять под выстрелы борта крайне не рекомендуется, но сделать это может быть сложно: Тигр Порше хотя и не отличается большой шириной, зато очень длинный, попасть по нему легко даже с дальних дистанций.

Еще одним недостатком являются посредственные углы вертикальной наводки: пушка поднимается на 17 градусов и опускается только на 6. На холмистой местности это может быть серьезной проблемой. Там, где американские танки могут показывать только крепкий лоб башни для выстрела, вам придется выезжать всем корпусом и подставлять, например, уязвимую нижнюю деталь.

Итак, основные характеристики мы рассмотрели, теперь перейдем к тактике . В целом, Тигр Порше, конечно, больше подходит для перестрелок на средних и особенно дальних дистанциях, в которых вы можете реализовать преимущество в точности и обзоре. Но это не значит, что в ближнем бою данный немецкий танк является совершенно беззащитным. Конечно, у него большое количество уязвимых зон во лбу, но не нужно давать противнику их выцеливать: не стойте на месте и постоянно немного виляйте корпусом из стороны в сторону.

У тяжелых советских танков, конечно, будет преимущество в ближнем бою из-за высокого разового урона, но их точность часто не позволяет выцеливать уязвимые места. Даже при полном сведении они могут промазать. При встрече с танками выше уровнем не забывайте ставить танк ромбом: толщина листов лобовой брони составляет 200 мм, но расположены они без всякого наклона, так что большинство противников выше уровнем без проблем будут пробивать вас прямо в лоб.

В целом, если есть возможность, то нужно навязывать противнику перестрелки на дальних дистанциях и играть от укрытия. Не забывайте, что Тигр Порше обладает низкой подвижностью , поэтому по нему часто стреляет как артиллерия, так и ПТ-САУ. Но если вы находитесь в топе списка (то есть попали в бой к преимущественно пятым и шестым уровням), то сзади отсиживаться не стоит. Играйте от брони и большого запаса прочности, продавливайте направление и прикрывайте менее бронированных союзников.

Выбор оборудования большой проблемы не составляет: досылатель, приводы и оптика. Последнюю можно заменить и улучшенной вентиляцией, но значительная прибавка в обзоре все-таки предпочтительнее небольшой прибавки ко всем характеристикам танка. Ставить стереотрубу смысла нет: Тигр Порше является тяжелым танком, поэтому неподвижно за кустами стоять придется крайне редко.

Выбор навыков и умений также стандартен: первостепенную важность имеют ремонт и шестое чувство у командира. Дальше можно взять боевое братство или индивидуальные перки. Например, у заряжающего хорошим навыком является бесконтактная боеукладка, у механика-водителя – чистота и порядок. Радисту стоит взять радиоперехват для увеличения и так немаленького обзора.

Менять огнетушитель в стандартном наборе снаряжения на шоколад не следует. Как уже мы говорили выше, по немецкой традиции трансмиссия находится спереди, так что пожары при пробитии нижней лобовой деталью редкостью не являются. Конечно, навык чистота и порядок снижает вероятность пожаров, но не особо.

В качестве заключения стоит отметить, что Тигр Порше является классической немецкой машиной, ориентированной преимущественно на дальний бой. От многих машин этой нации его отличает разве что хорошее бронировании лба, что является существенным преимуществом.

Похожие публикации